мир магии
Громник и Молнияник
Как уже указывалось, гадание по грому уходит корнями в глубокую древность, и тексты, в которых систематизируются подобные предсказания будущего, имеют давнюю традицию. Славянский текст Громника (Громовника), несомненно, восходит к византийскому источнику, подобно грузинской и еврейской версиям. В славянских версиях авторство обычно приписывается византийскому императору Ираклию (VII век), так же как и во множестве греческих текстов, опубликованных в издании Corpus codicum astrologorum graecorum. Впрочем, в одной из русских рукописей автором назван Моисей Громовидец, а в другой, греческой, — царь Давид. Как и все мелкие астрологические тексты, версии Громника содержат много разночтений, детали в них варьируют применительно к местным условиям, но вплоть до XVIII века все они, без сомнения, являются частью византийской традиции. Позднейшие тексты зачастую заметно отличаются от более ранних и представляют собой, по-видимому, новые западноевропейские заимствования. Самый поздний текст Громника, как оптимистически полагает В.Н. Пе-ретц (1899 год), был напечатан на обертках для карамели фабрики Журкина.
Неизвестно, когда впервые переведен Громник, но несколько сохранившихся сравнительно ранних списков заставляют предположить, что он был широко распространен среди православных славян в раннее время. Болгарская версия относится к XIII веку. Более поздние — XIV и XV веков — известны на сербском и русском церковнославянском языках; из славянского мира они были занесены в Румынию, предположительно православным духовенством. Сочинения с предсказаниями по грому в XIV — XVIII веках постоянно осуждались в русских индексах отреченных книг. Упоминания о громе и молнии можно найти и в народных гаданиях, и в перечислениях примет.
Лунник
Общие замечания. Словом лунник в рукописных памятниках и в позднейших исследованиях нередко обозначают ряд достаточ-но самостоятельных текстов, в ряде случаев не связанных между собой. Лунником могли быть названы и вполне безобидные лунные таблицы, используемые при расчете церковного календаря.
Лунники с пророками. Во многих медицинских компендиумах, восходящих к Прохладному вертограду и распространившихся в России начиная с XVI века, имеются статьи, приписываемые некоему Филону. Иногда это рассказ о семи возрастах человеческих, но встречаются и лунники, содержащие полный набор предсказаний на все дни лунного месяца. С каждым из этих дней соотнесено какое-либо событие из Ветхого Завета: В первый день луны Адам сотворен бысть Богом.... Во 2-й день луны Ева сотворена бысть... В 3-й день луны Каин родился... В 4-й день луны Авель родился. В 5-й день Луны Каин принес жертву Богови неправую... В 6-й день Луны Сиф родися... В 7-й день луны Каин уби брата своего Авеля... В 29 день луны жидове приидоша на землю обетованную с Моисеем.... В 30 день луны Самоил родися.
Вот предсказания на седьмой день, в который Каин убил Авеля: Той день зол; блюстися его; на путь не ити, купли не творити, ни продати; разболевыйся умрет; уход не обрящется. Главы своея не стризи. А иже родится, не здраво будет. Не садити город стуч-но-чревен. Сон аще видишь во 2-й день сбудется. Вепрей и овцы чистити. Кровь весь день пущай, добро.
Другой вариант лунника (возможно, совершенно независимый перевод, значительно отличающийся в деталях и не приписываемый Филону) был опубликован Н.С. Тихонравовым по рукописи XVI века. Оба русских текста, несмотря на существенные разночтения, относятся ко второй группе, по классификации, предложенной К. Вайссером для немецких и латинских текстов. В эту группу входят лунники с прогностическими статьями о беглецах и потерянных вещах; в предсказаниях по дню рождения в них не делается различий по признаку пола. Однако у русских лунников имеется характерная особенность: к предсказаниям почти на каждый день добавляется указание на злой час (отсутствующее в латинских и немецких версиях). Кроме того, в них нет цитат из псалмов, которые встречаются во многих латинских и немецких рукописях данной группы.
Как показал Ф. Кюмон, эта традиция ветхозаветных лунников является, вероятно, иудейской адаптацией более древней прогностической системы, включавшей в себя классическую мифологию • Сохранилось множество списков таких лунников, часто различа
юшихся в деталях. В отдельных случаях даже весьма поздние образ-цЫ греческих версий могут сохранять следы своего языческого происхождения. Одна из рукописей XIII века содержит версию, озаглавленную, в которой большинство дней представлены одновременно как дни рождения языческого бога и ветхозаветного персонажа. В рукописи XIX века, текст которой приписывается Давиду и Соломону, седьмой день все еще назван днем рождения Аполлона. Текстологические толкования остаются чрезвычайно шаткими: латинские версии (а самые ранние дошедшие до нас списки датируются IX веком) не слишком близко соотносятся с греческими, и тем не менее их возводят к греческому тексту (или текстам); эти версии, в свою очередь, становятся источниками для простонародных текстов. Известна также восточная традиция, зафиксированная в сирийской Книге врачеваний, где нет ни классических богов, ни пророков, ни псалмов и где беглецы однозначно отождествляются с беглыми рабами.
Читать далее:
Колядник: календарные предсказания