мир магии
Колесо Фортуны и Круг царя Соломона
Коло Фортуны часто попадается среди статей многочисленных азбуковников, появившихся в русской литературе в XVI—XVII веках. Похоже, что впервые известие о нем встречается в полемическом послании Максима Грека (Михаила Триволиса). Гуманист Максим Грек работал в Италии над переводами с греческого, затем иночествовал на Афоне и был послан в Россию для содействия в переводах религиозных книг на церковнославянский язык. Совершенно ясно, что приводимые им описания Кола основаны на различных изображениях колеса Фортуны в западноевропейском искусстве того времени. Однако Максим определенно считает название Коло Фортуны частью языческих астрологических верований, восходящих к зороастризму, — верований, которые преобладали в античности, а затем развратили и Западную церковь. Максим Грек обвиняет придворного врача-иноземца Николая Булева в том, что через него эти верования проникли в Россию. Русские азбуковники называют Коло Фортуны проклятой астроло-гической книгой. Однако эти упоминания Кола Фортуны в значительной степени являются аберрацией латинского и греческого топосов и, насколько мне удалось доказать, никак не соотносятся с тем, что действительно существовало в литературе и искусстве Московской Руси.
Колесо Фортуны. Русская гравюра Петровского времени Афанасий Трухменский, гравер и мастер-серебряник Московской Оружейной палаты
Круг царя Соломона Обложка гадательной книжки 1879 г.
Изображения Кола Фортуны, либо как символического обозначения непостоянства судьбы, либо как гадательного объекта, вероятно, были привнесены в Россию и на Балканы в виде лубочных картинок или популярных книжечек не ранее XVIII века. Самое раннее изображение Колеса Фортуны, которое мне довелось увидеть помещено в конце Истории Сибирской С. Ремезова (до 1700 г.) лицевой летописи о покорении Сибири Ермаком в конце XVI века. Фигуры, изображенные на Коле, облачены в русское платье; текст начинается со слов Экклезиаста (1:2): Суета сует. Очевидно, что это изображение не предназначалось для гадания.
Круг с радиальным разделением или делением по спирали известен с древности (в каждом разделе был помещен номер, буква или текст; чтобы выбрать раздел, наугад метали зерно, боб или каме-шек). Круги и спирали (улитки) с цифрами, явно предназначенные для гаданий, встречаются в русских рукописях с XV века. Они сами могли содержать предсказания или отсьшали к предсказаниям оракулов. Народные лубки, содержащие системы гаданий такого типа, были распространены в Европе, где их печатают и поныне. Как уже отмечалось, в России и на Балканах они появились сравнительно поздно и носят на себе явную печать западного заимствования.
Тяжко есть иго на сынех адамлих — нравоучительная лубочная картинка XVIII в. (психомахия — борьба добродетелей с пороками), с использованием того же иконографического мотива (образ Атланта)
Лучше других среди гадательных кругов известен Круг Соломона; его изображение появлялось в многочисленных вариантах причем обычно на титульном листе был изображен бородатый мужчина, держащий на плечах круг с ликом солнца в центре и расходящимися по часовой стрелке спиралью цифрами от 1 до 100 (или 150). В пояснении под изображением говорилось, что гадающий должен бросить зерно в центр круга и смотреть, на какую цифру оно упадет (поэтому такой тип гадания иногда называли зерномет-ка)ш. Число становилось ключом к списку предсказаний, помещенному на страницах гадательной книжки. Как и во множестве других гаданий, предсказания являются на самом деле цитатами из Библии или апокрифов. Неясно, почему в России именно иконография Атланта была соотнесена с царем Соломоном. Ни в одной стране Европы образ Соломона в качестве мага и волшебника не был столь распространен, как в ее православной части или у евреев. Д.А. Ровинский пишет, что вместе с сонниками гадание по Кругу Соломона входило в число излюбленных вечерних развлечений у русских крестьян, купцов и мелких домохозяев XIX века; по его мнению, текст Круга имеет французское происхождение, но точных отсылок автор не приводит. На известной картине В.М. Васнецова Книжная лавочка (1876; ныне хранится в Третьяковской галерее) Круг Соломона представлен на видном месте среди других народных картинок с иконописными изображениями и апокалиптическими картинами Страшного суда. Круг Соломона продолжали продавать и в XX веке. В ведущем этнографическом журнале в статье, датированной 1907 годом, утверждается, что в Москве по-прежнему продаются гадательные книжки Соломона, а картинка с солнцем и цифрами появилась даже на конфетных обертках. Кстати, несколько ранее, в 1899 году, такой же печальный конец постиг Громник.
У старообрядцев Забайкалья Круг Соломона был включен в более древнюю местную заговорную традицию; перед гаданием там заклинают: Царь Соломон, скажи мне всю правду. Один из вариантов Круга Соломона известен под названием Новейший карточный оракул. В нем вместо цифр помещены пары игральных карт, в круг бросают зернышко, а предсказания имеют вид рифмованных двустиший.
Д.А. Ровинский, видимо, считал, что лубочные картинки с Колесом Фортуны, имевшие исключительно морализаторскйй характер и основанные на западноевропейской традиции, также использовались для гаданий. Опубликованный в его книге лубок имеет подпись Коло, гадательное колесо. Д.А. Ровинский не приводит доказательств, но он превосходно знал предмет, о котором писал. Проблема несколько усложняется тем, что по меньшей мере одна литография (1883 года) из тех, которые обычно именовались Круг Соломона, появилась под названием Круг счастья, а фигура бородатого мужчины на ней имеет подпись чародей. Другой сходный лубок начала XVIII века, вероятно скопированный с французского оригинала, содержит любовный оракул, состоящий из двенадцати картинок, и круг с тридцатью разделами для выбора наугад.
Гадательные книги этого типа обычно анонимны и безосновательно приписываются античным или библейским мудрецам. Один удивительный любовный оракул XVIII века — Любовная гадательная книжка — написан поэтом Александром Сумароковым, более известным своими драматическими произведениями и хвалебными одами. Сумароков выбрал 66 двустиший из собственных трагедий, разделив их на 6 глав. Он призвал своих любезных читателей доставить себе удовольствие и выяснить, везет ли им в любви; следовало бросить кости, чтобы узнать таким образом номера главы и стиха. Эта гадательная книжка, насколько я могу судить, отнюдь не предназначалась ни крестьянам, ни мелким торговцам.
За исключением маленькой книги Сумарокова, все описываемые здесь книжицы и лубки очень похожи на те, которые продавались по всей Западной Европе. Но есть и одно отличие: альманахи, включавшие как календарные, так и прогностические статьи и составлявшие значительную долю западной продукции такого рода (и до настоящего времени в поразительных количествах издаваемые в Великобритании), были гораздо менее распространены в России. Возможно, такое положение сложилось по той причине, что согласно указам 1739 и 1780 годов разрешалось покупать только альманахи, изданные Императорской Академией наук, которая в 1800 и 1830 годах получила исключительное право на их издание (оно было отменено лишь в 1865 году). Прибыль от издания альманахов была потенциально весьма значительной. Право на публикацию альманахов в Англии XVII века даже послужило основанием для ожесточенной тяжбы между гильдией книготорговцев, защищавшей принадлежавшую ей королевскую монополию, и уни-верситетскими издательствами Оксфорда и Кембриджа (ситуация, по существу противоположная той, которая позднее имела место в России). Гадательная составляющая русских альманахов во вто рой половине XVIII века была сравнительно невелика по сравнению с альманахами английскими — возможно, из-за того, что рус-ские альманахи издавались академией. Кроме того, в России гадательные книги описанных типов, равно как и сонники, нередко печатали в типографиях, находившихся под контролем государства (например, в типографии Московского университета или различных кадетских или военных школ), хотя формально обращение к этим книгам было запрещено законом.
Читать далее:
Игральные карты