мир магии

Гадательные тексты с костным разводом

Большинство ученых, истолковывавших название рафли, попавшее в поздние Индексы ложных и отреченных книг, сходились на том, что это гадание костьми. Их мнение отчасти основано на том, что словарная статья raffia (ср. англ. raffle и родственные слова в других европейских языках с XV века) в латинском словаре Дю Канжа имеет довольно определенную связь с гаданием при помощи игральных костей. А.Н. Пыпин первым опубликовал текст костного развода (так называемого Гадания царя Давида), считая именно его рафлями.

В настоящее время установлено, что рафли и гадание костьми — это разные практики. Рафли были геомантическим гаданием, и текст этой гадательной книги — совершенно иной памятник.

Гадания, основанные на одновременном метании трех игральных костей, представлены пространными текстами Гаданий царя Давида, которые известны в нескольких редакциях (П.Н. Рыбников издал народную версию этого Гадания, другая была опубликована в 1905 году; существуют также румынская и белорусская версии). Те, кому было не под силу или лень производить и толковать эти достаточно сложные манипуляции, могли использовать сам текст как заговор-талисман; при этом владение амулетами и гадательными текстами, включая Гадание царя Давида, могли счесть Уликой при возбуждении следственного дела (как случилось при Расследовании дела коломенского попа в 1770 году).

Возможно, что текст гадания игральными костьми имеет западное происхождение, хотя все его известные списки, как отмечается в литературе, — поздние. (Известен лишь один византийский текст гадания костьми, который представляется мне скорее астрологическим, причем он не имеет сходства с русскими.) Тексты подобного типа обычны для Западной Европы, многие из них восходят к Libra della ventura ouer libra della sorte Лорен-цо Спирито. Эта итальянская гадательная книга содержит набор из двенадцати предсказаний двенадцати пророков (в том числе Валаама и Давида), текст предполагает метание трех костей. В одной из немецких версий (P. Pambst Loosbuch, 1546) Гадания царя Давида и метание костей описаны на одной и той же странице. Сама книга Спирито, судя по всему, заимствована из Sortes XII Patriarchum — самой ранней сохранившейся на настоящий момент версии (она относится, по мнению Т. Скита, к XI веку). Скит считает маловероятным, что текст восходит к арабскому источнику. Но следует все-таки помнить, что иллюстрации к известной книге об играх испанского короля Альфонса X Мудрого, многие из которых включают изображения гадания на трех костях и другие типы восточных гаданий с использованием помеченных точками костей (распространенных, например, в Персии и на Тибете), говорят в пользу повсеместного распространения этих практик.

Предсказания из русского Гадания царя Давида построены по принципу убывающих чисел: 666, 665, 664 ... 111. Отдельные предсказания (около пятидесяти) обычно состоят из отрывка псалма, описания библейского события или иного литературного текста религиозного характера (порой апокрифа или сказки) с последующей интерпретацией (включающей иногда пословицу) и заключением о том, добрым или дурным является данное предсказание. Предсказания содержат советы по поводу относительно узкого круга проблем: почти все они касаются болезней, путешествий, в некоторых предсказаниях встречаются упоминания домашних дел (переезд в новый дом, утраты, враги, благосостояние). Текстуально эти предсказания с их historiola очень близки заговорам, как это хорошо видно из отрывков, опубликованных А.Н. Пыпиным:

3.3.2. Егда ведяше Моисей из Гегипта израилтеския люди, тогда жезлом пресече Чермное моря: исраилтеня посреде моря прошедшее, гегиптены же потопоша и вода их покры. О том сказание: заец убегает, а ловец утопе; человече, дума и недруг, и ты того недруга постерегися; аща о пути или в нов дом итти, и ты не ходи. Меть тебе недобра есть.

5.5.5. Авгар царь лег спать на одре своем в разслаблении, и тогда сослал ему Господь ангела своего царя Авгара от тоя болезни излечити, и возрадовася царь Авгар господню просвещению. Тако и ты, человече, возрадуешися орудию (делу, о котором проводится гадание) своему: аще о болезни — и та болезнь минется; аще о домашнем житии, — и в дому твоем здраво; аще ли о пропажи, — пропажа твоя сыщетца; аще ли о пути, — путь тебе доброй.

6.1.1. Святый Феодор Тирон взял с собою сокола птицу, и сяде на коня своего и поехал в чистое поле, и поймает сокол сокола ж птицу, и возрадовася Феодор улову своему. Тако и ты, человече, возрадуешися орудию своему, Бог тебе в помощь; аще о болезни или о пути, — в пути тебе радость; аще ли хощешь долг взятии, и ты возмешь, толко хлопотно, а врагов своих одолеешь.

Неполная редакции Гаданий царя Давида, изданная И.П. Куз-нецовым-Красноярским, относится к той же традиции, и часть предсказаний в ней совпадает с опубликованными А.Н. Пыпиным, но она включает и некоторые предсказания, лишенные религиозного содержания:

5.5.2. Не мешай свинец с сребром, такожде худыя мысли с добрыми. Аще упадет на пол хрусталь, тогда разбиется. Тако и ты, человече, о чем думал и гадал на уме своем, онаго дела своего не начинай; аще хощешь идти в путь, во оный в путь не ходи — велит обождать доброго времени. А недруга своего опасайся со всех сторон. Загадай, что на оную вторая меть покажет (т.е. брось жребий повторно), а сия неугодна.

Существовали в России и другие способы гадания на костях, маркированных одним — четырьмя очками. Все комбинации, которые могли выпасть при троекратном метании таких костей, истолкованы в тексте XVII века (1632—1633), который значительно отличается по своей тональности от Гадания царя Давида: в нем отсутствуют как религиозный, так и сказочный, фольклорный элементы; предсказания даны краткие, а за буквой Т (что означает толк, толкование) следуют их более развернутые интерпретации. Между тем тематика предсказаний не отличается от описанной выше при характеристике Гадания царя Давида:

2.1.2. Поведает страх во всяком деле, о чем мыслиши, и болезнь и скорбь велика к телу твоему и убыток. Толк. Аще корысть Добывавши — не наидеши, смерть кажет, а на ново место перейти, и ты прибыток свой старый потеряеши. Убыток будет, а животу смерть кажет.

Рукопись этого гадания сохранилась не полностью, однако в конце ее имеется самостоятельный раздел, в котором содержатся сердечные (т.е. любовные) предсказания* с инструкцией для альтернативного толкования костей, если их перевернуть (Гадание царя Давида тоже время от времени предлагает повторно метать кости в случае особенно плохого предсказания).

Популярные гадательные книги XVIII века, обычно иностранного происхождения, также могли содержать разделы о костном разводе, или клеромантии. Но только одна из них целиком посвящена этому типу гадания — книга Попытка не шутка, изданная в Санкт-Петербурге в 1785 году с указанием на перевод с немецкого. В ней лицам обоего пола предлагается найти ответ, метнув косточки всего лишь дважды. Наконец, брошенные наугад гадательные кости использовались (как можно судить по опубликованной в 1795 году в Санкт-Петербурге музыкальной Карманной книжице) в любопытной игре с целью сочинения музыки.

Читать далее: Колесо Фортуны и Круг царя Соломона