мир магии

Волшебный квадрат SATOR

Слова

SATOR

AREPO

TENET

OPERA

ROTAS,

написанные в столбик, образуют магический квадрат-палиндром. Иногда эти слова встречаются в обратном порядке, и поскольку именно такая форма обнаружена в Дура Европос, можно предполагать, что она является более древней. С различными искажениями эта надпись выполнялась латинским, греческим, древнееврейским, коптским, кириллическим письмом и скандинавскими рунами. По этому предмету имеется обширная литература, большая часть которой посвящена выяснению происхождения и значения надписи. По совокупности имеющихся свидетельств ее можно отнести ко времени до Рождества Христова (если склоняться к мит-раистской, иудаистской или египетской интерпретациям) или уже к христианской эре (если принять некогда широко распространенное объяснение, что перед нами раннехристианская анаграмма Pater noster с добавлением альфы и омеги).

В магической и популярной религиозной литературе и практике обнаруживается впечатляющее разнообразие вариантов использования этих записанных в виде квадрата букв в качестве талисмана В англосаксонской Англии — это талисман для беременных женщин; в Сербии — средство от укуса бешеной собаки; на эфиопских крестах — пять ран Христовых; у коптов — это амулет от лихорадки, который связывали с гвоздями Креста Христова; в Каппадокии — это имена пастухов, поклонившихся младенцу-Иисусу; в еврейских магических текстах — магическая фигура Сатурна и любовный амулет; такая фигура встречается в византийских и греческих магических текстах начала Нового времени в ряде случаев это имена пяти из Сорока Мучеников Севастийс-ких; в Германии квадрат существует во многих формах, в том числе как талисман от пожара; в Бразилии применяется против змеиного укуса, привидений, колдунов и различных бед и несчастий; в США в XIX веке (а возможно, и сейчас) надпись рекомендовалась в дешевой литературе для защиты от пожара и обнаружения колдунов, как средство от колдовства, эпидемии, нечистого воздуха, к тому же полезное для коров.

В русских и южнославянских рукописях квадрат SATOR встречается часто. Краткое рассуждение о нем содержится у А.И. Соболевского; о более поздних печатных формах — у Д.А. Ровинского. В современной литературе отдельные образцы проанализированы А. Пеннингтон и Т. ван ден Бааром. Русские варианты, известные с XVI века, часто называются Печать премудрого царя Соломона. В некоторых случаях добавляется толкование в виде акростиха, в котором начальные буквы библейского изречения образуют атрибуцию — Толкование Премудрого Льва, царя греческого либо Толкование Святых Отцов.

Часто такие квадраты обнаруживаются в рукописных сборниках, содержащих календари или гадательные тексты, в том числе связанные с еврейской книжностью. В одном случае пять слов определенно связаны с преданием о крестном древе (в котором действует царь Соломон) и гвоздями, которыми Христос был прибит ко кресту (левая и правая руки и ноги). Образец XVI века содержит помету, что он списан из перевода новгородского архиепископа конца XV века Геннадия. Этот церковный деятель занимался составлением пасхалий в конце седьмого тысячелетия, интересовался акростихами, был связан с людьми, занимавшимися астрологией, такими как Дмитрий Герасимов и Николай Булев из Любека, и участвовал в борьбе с ересью жидовствующих.

Из большинства этих текстов неясно, наделялся ли сам квадрат магическими качествами; однако другие источники свидетельствуют, что он, несомненно, использовался как амулет. Один сербский вариант содержит приписку, что эти слова являются средством от укуса бешеной собаки; в другом сербском варианте XIX века, записанном священником, говорится, что его следует написать на тесте, испечь и съесть как лекарство от различных болезней и укуса бешеной собаки; такой же обряд рекомендован в белорусском заговоре XIX века. Еще одна сербская версия утвер ждает, что САТОР (и подобные формы) послужит средством от зубной боли, если предварительно трижды сказать АБРАКАДАБРА. В работе по русской народной медицине XIX века упомянут магический обряд, очень близкий английскому: следует трижды написать САТОР на бумажке, произнося при этом Иисусову молитву, бумажку потом съесть или зашить в ладанку и носить как амулет. М.Н. Сперанский в своем исследовании о русской народной литературе отмечал, что квадрат, называемый печать Соломонова, носят как амулет от лихорадки. Д.А. Ровинский утверждал, что вера русских в заговор САТОР настолько сильна, что считалось: если написать его на тарелке и бросить тарелку в огонь, пламя немедленно погаснет (возможно, эта практика заимствована из Германии, где талисманы SATOR — Feuerteller — применялись для той же цели). Не исключено, что в данном случае квадрату приписывался тот же эффект, что и противопожарным иконам св. Николая и практике, при которой требовалось нагишом трижды обежать вокруг пожара с кусочком просфоры во рту. В русском рукописном сборнике XVII века после пасхальных таблиц сделана надпись САТОР с пометой: эта печать написана заключенным в тюрьму архимандритом Феофаном с Афона (возможно, он полагал, что заклинание поможет выйти на свободу). В предназначенных для борьбы с суевериями среди русских солдат Письмах к воинам говорится, что многие пришивают печать Соломона к подушкам или привязывают к нательным крестам, а один скупец сделал ее из железа и запечатал ею все свои сундуки, веря, что в таком случае их не тронут ни воры, ни злые духи. Квадрат САТОР мог применяться для различных видов магии. Если верить утверждению И.П. Сахарова (возможно, недостоверному), песню САТОР исполняли деревенские ведьмы для заклинания духов, причем только ведьмы знали значение ее слов.

Читать далее: Магия букв и цифр