мир магии

Сказание о двенадцати пятницах

Текст, известный как Сказание о двенадцати пятницах, упоминался уже не раз. Это одновременно и наставление по соблюдению целого ряда обрядов с указанием воздаяния, которое за этим последует, и амулет. Сказание существует в различных формах, в том числе в виде духовных стихов. Разные редакции приписываются Елевферию или папе римскому Клименту. Сказание... было распространено в России с более раннего времени, чем Сон Богородицы. О сомнительности его статуса как религиозного текста, по-видимому, свидетельствует тот факт, что в начале XV века мо-нах-энциклопедист Ефросин переписал его, советуя не показывать многим (своего рода общее место, характеризующее отношение к сокровенным книгам). А.Н. Афанасьев утверждает, что в неко-т°рых старообрядческих общинах Сказание о двенадцати пятницах почиталось наравне со Священным Писанием. Оно имеет хорошо известный аналог в народном католицизме на Западе: по-читание девяти первых пятниц (которые связываются со св. Mapгаритой Марией Алакок и почитанием Святого Сердца Иисуса распространившимся с XVII века).

В Письмах к воинам (1831) упоминаются следующие поверья тот, кто постится в первую пятницу, от внезапной смерти не умрет от огня и воды сохранен будет; во вторую пятницу — от напрасного убийства избавлен будет, и все его грехи простятся; в третью пятницу — от всякого врага избавлен будет, всякого колдуна одолеет, и бешеная собака его не укусит; в четвертую пятницу — урожай сторицей соберет и от потопления избавится; в пятую пятницу — если только дочери были, сына Бог даст; в шестую пятницу — головной и зубной боли и удара избежит; в седьмую пятницу — от преисподней спасен будет, добрых лошадей Бог даст и легкие роды; в восьмую пятницу — покорную жену Бог даст и красивых деток и от язвы (возможные значения — язва, чума и дурной глаз) сохранит; в девятую пятницу — во всяком судном деле оправдан будет, богатого одолеет и в бою жив останется; в десятую пятницу — имя его будет записано у самой Богородицы на престоле и ангелы душу его вознесут в рай; в одиннадцатую пятницу — умрет без мучений; в двенадцатую пятницу — узнает все тайное, и имя его будет записано на Моисеевом жезле.

Следует отметить, что этот обширный перечень удовлетворяет интересам как мужчин, так и женщин и охватывает большую часть забот религиозного крестьянина. Современному образованному человеку может показаться странным, что перечень как таковой приобрел значение амулета, как если бы этикетка на аптечном пузырьке наделялась теми же свойствами, что и само лекарство. Практика соблюдения поста в эти двенадцать пятниц ради того, чтобы получить перечисленные благодеяния, была осуждена в Духовном регламенте (1721) Петра I в числе прочих поверий, связанных с пятницей.

Списки почитаемых пятниц не всегда совпадают, но предполагается их определенная последовательность. А.Н. Афанасьев в своей работе о русских народных легендах приводит следующий перечень: пятница перед Благовещением, первая и десятая после Вознесения, перед Троицей, Успением, Ильиным днем, праздником Усекновения главы Иоанна Предтечи, перед Воздвижением Животворящего Креста, Покровом, Введением Богородицы во храм, Рождеством Христовым и Крещением (Богоявлением) конце XIX века почти все информаторы, отвечавшие на вопросы Тенишевской программы о народных обычаях и поверьях, называли Сказание о двенадцати пятницах в числе рукописей, бытовавщих в крестьянской среде.

Использование этого текста в качестве амулета может быть связано с другим амулетом, применявшимся от болезни, — с молит-вой к св. Пятнице (об этом и других верованиях, относящихся к Пятнице как святой).

Читать далее: Волшебный квадрат SATOR