мир магии

Пища

В особых, магических целях использовались не только травы и коренья, но и некоторые виды пищи.

Похоронный обряд включал выпекание лесенок с семью ступеньками (по числу небес) — чтобы дать возможность усопшему взойти на небо. Такой же хлеб выпекали в различных регионах России в дни праздников, символика которых была связана с восхождением вверх — на Вознесение, Воскрешение Лазаря, в день Иоанна Лествичника. Как отмечает В.И. Даль, в Рязанской губернии на Вознесение пекли продолговатые лепешки из теста, выходили с ними в поле и, помолившись на все четыре стороны, бросали их кверху, приговаривая: Чтоб рожь моя выросла так же высоко. После этого лепешки съедали. Отправляясь сеять, крестьянин брал с собой благовещенскую просфору и с молитвой съедал ее перед самым посевом; иногда частицы просфоры зарывали в землю.

Материалы, связанные с человеческим телом

В России магическое применение находили и некоторые части человеческого тела, и телесные выделения. В ряде ритуалов главная роль отводилась моче; пот и грудное молоко использовались в любовной магии; о слюне как апотропее сообщается в других разделах этой книги, как и об использовании в обрядах крови (в том числе менструальной). О вредоносной магии, связанной с частями человеческого тела и трупами, также говорится отдельно.

Особые верования связаны с волосами и ногтями. У старообрядцев ногти использовались как амулеты, способные помочь человеку выбраться из могилы и взобраться на небо, которое, как полагали, находится на вершине стеклянной горы. Широко было распространено поверье, будто при жизни необходимо собирать волосы и обрезки ногтей, потому что на Страшном суде предстоит держать отчет за каждую часть собственного тела. Отчасти именно по этой причине указ Петра I, принуждавший русских мужчин брить бороды, вызвал такой страх и уныние. В 1716 году капитан Джон Перри писал об одном плотнике, который, исполняя закон, сбрил бороду, но хранил обрезанные волосы под рубашкой, чтобы быть похороненным вместе со своей бородой и таким образом иметь возможность отчитаться перед св. Николаем.

Счастливой приметой считалась и считается до сих пор сороч-ка (околоплодный пузырь) новорожденного, которую следует хранить в качестве талисмана всю жизнь. И сейчас выражение родиться в сорочке (или родиться в рубашке) означает быть счастливым, удачливым человеком. Верования относительно сорочки очень древние и распространены в большей части Европы. Что касается Руси, то, как уже говорилось в главе 1, вероятно, самое раннее письменное свидетельство о сорочке относится, по крайней мере, к 1044 году: летописная статья сообщает, что князь Всеслав Полоцкий был рожден от волхвования и появился на свет (по одному из прочтений) в сорочке, которую носил при себе в качестве амулета всю жизнь. По решению Стоглавого собора в Москве (1551) приходскому клиру запрещалось потворствовать тем, кто оставлял сорочки на церковном престоле для придания им магической силы. Интересно отметить, что, согласно записям инквизиции (столь умело привлеченным в качестве материала для исследования Карло Гинзбургом), benandanti , целители, которые боролись с ведьмами во Фриуле, следовали тому же обычаю. В 1580 году Баттиста Модуко дал показания, что он является benandante , поскольку появился на свет в сорочке, которую его мать сохранила и окрестила вместе с ребенком. Впоследствии и сам свидетель, и его мать неоднократно помещали эту сорочку под напрестольную пелену на время мессы; при этом Модуко утверждал, что священник дал на это согласие и принял соответствующее под ношение. Эта параллель поразительна, однако, несмотря на следы славянского присутствия во Фриуле, трудно себе представить, каков мог быть общий источник этого народного обычая, при очевидном отсутствии каких-либо общественных или литературных связей. Действительно, практика крещения сорочек (часто тайного) в магических целях была широко распространена в Европе и является достаточно древней. Согласно другим славянским верованиям, связанным с сорочкой, ее потеря предвещала несчастье для ребенка; в Белоруссии считали, что сорочка может служить амулетом для обеспечения здоровья скота и хорошего урожая.

На севере Сибири, в бассейне Индигирки, матери сохраняли °брезок пуповины (после того как его отделяли от пупка ребенка) завернутым в тряпочку, — это должно было обеспечить ребенку хорошую память. О плаценте как средстве, помогающем зачатию а также о ее контрацептивных свойствах говорится в главе 7.

Читать далее: Животные и части их тел