мир магии

Животные и части их тел

Как уже было сказано в главе 5, считалось, что некоторые живот-ные могут приносить счастье, выступать в качестве добрых или дурных предзнаменований. Отдельным частям тел животных и человека также приписывали магическую ценность, особенно в лечебной магии; и если иногда они действительно обладали фармацевтическими свойствами, это не означало, что те, кто к ним прибегал, не преследовали магических целей. Части тела животных могли выступать и в роли талисманов. Конские и медвежьи черепа; лапы и когти; крылья летучих мышей (высушенную летучую мышь носили за пазухой как амулет, приносящий удачу; воду, в которой была сварена летучая мышь, использовали в качестве лекарства от лихорадки), змеиная кожа; высушенные головы змей и лягушек (как средство от лихорадки), зубы и кости животных (особенно кости мамонтов) — все находило применение. Сваренные вкрутую яйца, носимые на груди в течение сорока дней, должны были предотвратить выкидыш.

Согласно некоторым травникам, голова медведя, зарытая в землю, увеличивает поголовье стада; медвежье сало служит средством против супружеской неверности; сало свиньи, помещенное между пальцами руки, которой касались больного, позволяет предсказать исход болезни (например, в зависимости от того, будет ли собака есть это сало); кости животного, съеденного за пасхальным обедом, закапывают на поле для предотвращения града. Сушеные лягушки и вода, настоянная на змее, служили средствами против семейных разногласий. В былине о богатыре Михаиле Потыке (в том варианте, который представлен в сборнике Кирши Данилова) герой возвращает к жизни свою жену-еретницу таким способом: он натирает ее головой огненного змея, которого убил в могиле жены-(Дарю этот сюжет поклонникам 3. Фрейда.) Убитая и повешенная на березе змея служила средством для вызывания дождя.

Вопрос о том, что представлял собой рог единорога — тот, который украшен драгоценными камнями и из которого сделан посох Ивана Грозного (см. с. XX), или тот, длиною до шести пядей и светел, за который царь Алексей Михайлович в 1655 году закатил десять тысяч рублей, — остается открытым. Но в большинстве случаев то, что называли рогами единорога, на самом деле было бивнями нарвалов. Французский наемник Жак Маржерет, находившийся в России с 1590 по 1606 год, описал свое посещение государевой сокровищницы вместе с Лжедмитрием: Кроме того, там есть два совершенно целых рога единорога и один посох, с которым ходят императоры, сделанный из цельного рога единорога, т.е. по длине, так как верхняя поперечина, на которую опираются, сделана из другого рога единорога; затем там есть еще одна половина [рога] единорога, которой повседневно пользуются в медицинских целях.

Рог единорога был широко известен, считался драгоценным и считался сильным противоядием. Например, такой рог (в действительности рог нарвала) упоминается в посмертной описи ценностей кардинала Франческо Гонзага (XV век)). В XVII—XVIII веках в Англии рогом единорога обычно называли рог нарвала, служивший предметом торговли. Если говорить о России, то под рогом единорога вполне могли подразумеваться также бивни мамонта, которые находили в Сибири. Изображение единорога в виде существа, подобного коню и с одним прямым рогом, хорошо знали в России; оно представлено на государственных печатях XVI—XVII веков (от Ивана IV до Алексея Михайловича, что выглядит многозначительно, учитывая существование описанного выше царского посоха). Связь России с рогом единорога проявилась и на эзотерическом фланге современной нетрадиционной (альтернативной) медицины. Несколько лет тому назад я читал лекцию в Фольклорном обществе, и один из слушателей обратился ко мне с просьбой порекомендовать какой-либо источник для получения русского рога единорога, поскольку контакт с поставщиком из России потерян, а запас истощился. Вероятно, этот человек имел в виду различные лекарственные средства, которые изготавливают из оленьих рогов (пантов) и применяют в китайской медицине; одно время эти средства были очень популярны в Советском Союзе. Не совсем ясно, кроме того, что представляли собой так называемые змеиные рожки, менее дорогое магическое лекарство.

Известно, что московские государи, так же как и богатые и могущественные правители в Западной Европе, владели безоара-ми (bezui, bezoar, bezar, bezur, zabezat). Они представляют собой затвердевшие выделения желез некоторых копытных и известны со времен классической древности как относящиеся к materia medica (об упоминаниях в русских письменных источниках). Безоары использовались и как талисманы, и как составные части лекарственных снадобий против колдовской порчи. В 1587 году Максимилиан Австрийский прислал царю Федору Иоанновичу безоар из сокровищницы своего отца; камень обладал большой силой против порчи. Этот эпизод, вероятно, свидетельствует о том, что репутация безоара как магического средства тоже пришла с Запада.

Читать далее: Рыбы