мир магии

Физиогномика

Физиогномика в древности и в Средневековье занимала промежуточное положение между натурфилософией и ведовством. Очевидно, что, говоря медицинским языком, заболевания могут распознаваться по внешним признакам; а семиотики могут показать, что язык тела имеет свою систему. Если выражаться более доступно — люди во все времена осознанно или неосознанно делают заключения о характере человека, во многом основываясь на его внешности. И когда внешность ассоциируется с дурным глазом, имеющим магическую силу, или когда внешний вид последовательно связывается с неотвратимой судьбой, мы вступаем в область ведовства.

Самый ранний физиогномический текст — собственно Физиогномика — долгое время считался принадлежащим Аристотелю, но в конце концов был исключен из корпуса его сочинений. Из него выросли и серия арабских физиогномических текстов в VIII— IX веках, и латинские тексты западного Средневековья. Научные аспекты физиогномики породили такие дисциплины, как антропометрия, а гадательные обеспечили сохранение за физиогномикой место в народной лубочной литературе о премудростях древних (например, в Grand Albert во Франции или Aristotles Masterpiece в Англии). Физиогномика с предсказаниями судьбы по-прежнему сохраняет свои позиции в книготорговом бизнесе.

Астрологическое обоснование физиогномии (по Дж. Кардано)

Между тем литература Киевской Руси не знала физиогномики, если не считать некоторых ее элементов, попавших в известный в России Шестоднев Иоанна экзарха Болгарского.

Пространные физиогномические тексты появляются на Руси в XV—XVI веках с переводом в Великом княжестве Литовском еврейской версии псевдо-Аристотелевой Secretum Secretorum (Тайная тайных) и с ее последующим распространением в списках в Московском государстве. Древнееврейская версия, использованная переводчиком, была специфической: она включала большинство медицинских трудов Моисея Маймонида, а также физиогномику иранского ученого Разеса, еврейский перевод которой был сделан Шем Тов бен Исааком. Текст Разеса помещен непосредственно за физиогномическим текстом Secretum, так что читатель мог ознакомиться с арабской физиогномикой почти в полном объеме.

В действительности оба указанных физиогномических текста не являются в полном смысле ни магическими, ни гадательными (исключением можно считать лишь предостережения избегать карликов и голубоглазых, но они скорее имеют отношение к простонародным суевериям). В большей мере это были медицинские труды, созданные, чтобы помочь своим адресатам — соответственно Александру Македонскому и Мансуру — разумно оценивать людей при приеме на службу, при дипломатических переговорах и покупке рабов. Так или иначе, физиогномические трактаты стали важным новшеством на Руси: читатель Тайная тайных сталкивался с ними сразу вслед за ономастиконом (в русском переводе названным Числа имени, т.е. вычисление имен). Вместе с астрологическим и алхимическим разделами статьи о физиогномике представляли тот отмеченный чертами детерминизма взгляд на жизнь, который мало сочетается с церковным учением о божественном промысле и свободе воли. Более того, они были частью той эзотерической премудрости, собранной в тайных книгах, которая предназначалась только для избранных. Иван Грозный, проявлявший, как представляется, интерес к оккультным наукам, несомненно цитирует физиогномический трактат Тайная тайных, когда рекомендует не доверять голубоглазым людям.

Как и включения из трактатов Маймонида, физиогномические разделы русской версии Тайная тайных можно найти в виде отдельных списков. Эти псевдо-Аристотелевы сочинения в XVII веке соединили с переводом Liber phisionomiae Михаэля Скота, и от XVIII века дошли несколько списков физиогномики различного происхождения, один из которых под названием Персонник был опубликован Археографической комиссией. Пространный текст по физиогномике, возможно переводной, найден и в Сборнике заговоров первой половины XVIII века. Все это позволяет, по крайней мере на уровне популярного восприятия того времени, поставить физиогномику в один ряд с сочинениями по магии и мантике. Физиогномика из Grand Albert (книга 4) может считаться источником для составления глав по физиогномике в гадательных книгах, о которых говорилось выше в разделе о сонниках; во всяком случае, источником московского издания 1795 года Совершенный физиогном и хиромантик... (включающего также разделы по астрологии), по-видимому, не являлись посмертные записки некоего славного индейского мудреца, хотя об этом сообщается на титульном листе книги.

Читать далее: Хиромантия