мир магии

Хиромантия

Астрологическое обоснование хиромантии Гравюра XVI в. из трактата Агриппы Неттесгеймского О сокровенной философии

Практика, известная в России и под именем хиромантии, и (в русской кальке с греческого) как рукогадание, вероятно, не была широко распространенной формой ворожбы и редко упоминается в древнерусской литературе. Один из исследователей народных суеверий описывает хиромантию как буржуазную практику, заимствованную в XVII—XVIII веках и мало известную простонародью. Источники зафиксировали, что хиромантией занималась женщина-татарка в 1630 году; а в 1685 году с костромского крестьянина Ромашки Аверкиева было взято ручательство не покидать монастырской территории и не предсказывать судьбу при помощи жеребеек или смотрением руки. Ромашко своего обещания не исполнил и в 1692 году был замечен все в тех же проступках. На картине Ж.-Б. Ле Пренса, названной Некромант (1774), изображен старик чародей с глобусом и, возможно, колбой или перегонным кубом алхимика, гадающий молодой девушке по руке. Ле Пренс был одним из первых художников, которые серьезно относились к нравам и обычаям обитателей Российской империи. Однако собственно русские детали этой картины слишком сомнительны (особенно колба) и наводят на мысль, что Ле Пренс мог никогда и не видеть в России чародея, гадающего по руке. Действительно, хиромантия, как и гадание на кофейной гуще, обычно считается формой женских гадательных практик, причем настоящими специалистами в этой области всегда считались цыганки и татарки. Цыганки и теперь нередко окликают прохожих с предложениями погадать по руке, если за это дашь им серебряную монетку. Самые ранние руководства по хиромантии, насколько мне известно, относятся к XVIII веку и являются переводами западноевропейских книг. Первый такой опубликованный текст появился в Москве в 1795 году — это был уже упоминавшийся Совершенный физиогном и хиромантик...; за ним в 1821 году последовали также упоминавшиеся предсказания Мартина Задеки.

Уриноскопия

Уриноскопия также мало была известна на Руси. Возможно, первым стал текст, восходящий к печатным изданиям Hortus Sanitatis, извлеченный из перевода 1534 года Николая Булева (Бюлов), например Благопрохладный вертоград, или Травник, написанный в 1616 году и содержащий, помимо статьи об уриноскопии, статьи о знаках зодиака и о днях, благоприятных для кровопускания. Один сборник XVII века по астрологической медицине включает Послание египетскому царю Птолемею, содержащее магическую уриноскопию: образ человека, сидящего в облаках, означает, что болезнь будет продолжительной, но не кончится смертью; если он располагается внизу, почти на дне склянки, — то вскоре поправится; если в лежачем положении в верхней части или на дне — опасайся этого дня.

Чиханье и зевота

Прогностические представления, связанные с чиханьем, имеют весьма древние корни, они отмечены еще в начале XII века в проповеди Кирилла Туровского. И до настоящего времени поговорка не верить ни в сон, ни в чох, ни в птичий грай означаеТ не быть суеверным. Как и на Западе, в России к чихнувше-му человеку окружающие обращаются с пожеланиями здоровья. Сохранилось несколько примеров объяснения чиханья: то, что сказано во время чиханья, — правда (ср. аналогичную примету у Гомера); чиханье в понедельник означает удачу на всю неделю; сколько раз чихнешь в день своих именин — столько лет тебе и жить осталось. Существует также порядок предсказаний на каждый день недели: чиханье натощак в понедельник — к подарку; во вторник — к посетителям; в среду — к новостям; в четверг — к похвале; в пятницу — к встрече; в субботу — к исполнению желаний; в воскресенье — к гостям. По-видимому, подобные приметы можно рассматривать как весьма древние формы, поскольку весьма сходные гадания по чиханью в разные дни недели сохранились и в Англии, и в Америке.

Зевнуть кому-то в лицо означает то же, что сглазить; если человек не перекрестит рот во время зевания, то его рот может перекосить.

Непроизвольное вздрагивание и зуд: Трепетник

Гадания по приметам, связанным с собственным телом, были весьма распространены в России. Из самых элементарных примеров отметим поверье: если родимое пятно расположено так, что его можно увидеть самому, — это к несчастью, а если нельзя — то к удаче. Более детально разработано гадание по непроизвольному вздрагиванию или почесыванию различных частей тела, это древний и, по-видимому, универсальный способ ворожбы. В русских народных поговорках и поверьях можно найти сколько угодно таких примеров, существуют они и на других языках, включая английский. Шум в левом ухе — к плохим вестям, в правом — к хорошим; если чешется левый глаз — к слезам, если правый — к Радости (о значении правого-левого подробнее); если чешутся уши — к новостям, или к дождю, или к рождению ребен-ка У друзей; если уши горят — значит, о тебе кто-то говорит. Если болят руки, ноги, голова, пальцы или мозоли — к плохой погоде; если чешется голова — значит, кто-то тебя бранит; зуд в носу — к покойнику; горит ступня — к дальней дороге; если правая ступня мерзнет раньше, чем левая, — добрый знак. С ногами связана и другая известная с древности примета: если споткнулся, это дурное предзнаменование. В России вера в этот дурной знак не относится к самым распространенным суевериям, но В.И. Даль зафиксировал одно русское поверье: кто, идучи домой, споткнется, у того дома ссора готова.

Тексты гадания по непроизвольному вздрагиванию частей тела — Трепетники — были изучены М.Н. Сперанским. Это исследование поместил в более широкий контекст Германн Дильс, сделавший немецкие переводы европейских (включая славянские) и восточных Zuchungsbucher. Византийскую версию приводит А. Делятт.

М.Н. Сперанский, напомню, отмечал, что В.И. Даль ошибочно принимал ряд книжных суеверий за народные. Если верить И.А. Гончарову, в российской провинции XIX века и дворяне, и крестьяне, и мужчины, и женщины верили в подобные приметы, даже если не всегда одинаково истолковывали их значение. Так, детство гончаровского Ильи Ильича Обломова прошло в помещичьем семейном кругу, где подобные суеверия были широко распространены.

Читать далее: Заговоры, заклинания и ложные молитвы