магия

Мировые религии — практика управления толпой

Внимательный читатель, вероятно, уже наткнулся на противоречие: если религиозные организации — лишь разновидность толпы, то каким образом их руководителям удается сберегать устойчивость этой нестабильной по определению системы?

У иерархов мировых религий есть свои методы. Заметим: по умению управлять толпой с религиозными деятелями не сравнится никто. И если диктаторы вроде Гитлера канули в лету, то иерархи мировых религий еще не одно столетие продержатся у власти.

Мировые религии в начале своего существования стремились к механическому накоплению как можно большего числа верующих. Им нужна каждая человеческая душа, независимо от всех прочих условий. Затем возникают охранительные институты (иерархия, обряд, предание), которые обеспечивают толпе устойчивость на протяжении определенного времени. У религий есть замечательный враг, отличающийся постоянством, свирепостью и невероятной агрессивностью. Его можно на время выпустить на оперативный простор, а затем сковать молитвенными цепями. Это враг — Дьявол. В отличие от врага видимого и осязаемого, Дьявол не показывает своих ран, и поэтому меру его ранения определяют именно иерархи церквей.

О верующих принято говорить как об овцах и хвалить их за послушание. Пастве совершенно чуждо стремление к быстрому росту. Церковь довольствуется временной иллюзией равенства между верующими, на которой, однако, не слишком строго настаивает, определенной, причем умеренной плотностью толпы и четким идеологическим курсом. Цель она предпочитает указывать очень отдаленную (Царство Небесное) куда вовсе не нужно спешить. Направление постепенно становится самым главным. Чем дальше цель, тем больше шансов на устойчивость системы. Здесь церковь выигрывает в сравнении государством.

Чувство единства отпускается верующим дозировано. В каких бы церквах или храмах ни приучились люди к этому точно повторяемому и точно отмеренному переживанию, им уже от него никуда не уйти. Это практически наркотик. Оно уже становится для толпы таким же непременным условием жизни, как еда. Внезапный запрет культа, подавление религии толпы государством вызывает ужасающие последствия — немедленные или отдаленные.

Читать далее:    Панический ужас