магия

Панический ужас

Паника в кинотеатре — это бурный распад массы. Чем сильнее объединяла людей некая идея, чем более замкнуто помещение, тем более бурно происходит распад. Нечто вызывает в массе страх, и тогда процесс распада становится совершенно неуправляемым.

Огонь — древнейший жупел для стада, массы — может сыграть здесь роль самого эффективного катализатора.

Случись паника не в замкнутом пространстве, можно было бы вместе бежать, как бежит стадо антилоп, черпая дополнительную энергию в единой направленности движения. Такой массовый страх — важнейшее коллективное переживание стадных животных, которые живут вместе, вместе питаются и вместе спасаются.

Но двери кинотеатра могут пропустить одновременно лишь несколько человек. Энергия бегства сама собой становится энергией, отбрасывающей назад. В кинотеатре каждый тщательно отделен от другого, каждый имеет собственное место, а кроме того, дистанция до выхода у каждого своя. Кинотеатр рассчитан на то, чтобы закрепить людей на месте, оставив свободу лишь их рукам; движение ног ограничивается. Внезапный приказ бежать (языки пламени, запах дыма, крик пожар!) противоречит самой идее совместного движения.

Дверь, в которой спасающийся уже видит себя, — это как бы рама картины, которая овладевает всеми его мыслями. Толпа подвергается распаду как раз на пике этого ощущения.

Чем яростнее человек борется за свою жизнь, тем понятнее становится, что он борется против всех присутствующих. Теперь бывшие соратники по толпе полностью теряют свою человеческую принадлежность и выступают в том же качестве, что и любая механическая преграда.

Не щадя женщин, стариков, детей — так характеризуется движение распадающейся толпы. Это неверное определение. При паническом распаде толпы пол и возраст людей просто не различается спасающимися .

Парадоксально: тот, кто еще минуту назад целиком принадлежал толпе, делил с ней все ее самые сокровенные переживания, теперь вынужден бороться против толпы! Теперь безграничное доверие к уютной толпе, которая внезапно сошла с ума, означает немедленную бесславную гибель!

Спасающийся раздает точки и пинки, получая в ответ такие же тычки и пинки. Он вновь осознает границы своей индивидуальности.

Огонь — враждебная масса, от которой человек бежит.

Толпа — не менее враждебная масса, которая движется так же непредсказуемо и так же опасна.

Иногда спасающиеся до смерти затаптывают упавших, спутав два указанных образа и приняв тело, выпавшее из толпы, за языки пламени.

Как прекратить панику? Единственный способ — как можно дольше продлить состояние массового страха, пока из страха не родилось действие, то есть движение.

Читать далее:    Масса-кольцо