Система трех новолунии
Как известно, в начале XX века понятия пространства и времени были соединены воедино. Удивительно, насколько точно это объяснило традиционные инструменты, используемые астрологией с древнейших времен, например, социальные циклы Юпитер Сатурн (Юпитер пространство, Сатурн время). Однако выход на уровень транс персональной психологии предполагает синтез космического пространства и космического времени, астрологически описываемый циклами УранНептун. И в то же время достаточно очевидно, что на уровне индивидуального существования, со всей сложностью и многообразием процессов человеческих побуждений и проявлений, пространство и время проявляются через архетипические циклы Солнца и Луны, начинающиеся от новолуния. Если солнечное затмение соединение Солнца и Луны вблизи нодальной оси оказывает дестабилизирующее влияние на отдельного индивидуума, приводя к ослаблению или даже разрушению его эго, то логично предположить, что соединения медленных планет производят то же самое действие на уровне государств и народов, обусловливая наиболее значимые общественные процессы наднационального уровня. В самом деле, восходя от уровня отдельного индивидуума к социальному уровню, а через него к уровню трансцендентному, мы приходим к определенной системе, позволяющей соотнести друг с другом физические и психические процессы посредством трехуровнего взаимодействия планет. Мы назвали ее системой трех новолуний, в которой участвуют СолнцеЛуна, ЮпитерСатурн и УранНептун. Итак:
— Солнце пространство индивидуума, Луна время его биологического созревания и эмоционального развития. В таком случае новолуние СолнцеЛуна личностный пространственно временной континуум, индивидуальный жизненный цикл. Это уровень астрологии личности, граничащий с мунданной астрологией;
— Юпитер социальное пространство, Сатурн формальное социальное время. Новолуние ЮпитерСатурн социальный пространственно временной континуум. Это уровень мунданной астрологии, граничащий с астрологией времени;
— Уран вечность, экзистенциальное время, время без границ, Нептун космическое пространство, поле соединения подсознательных процессов различных уровней. Новолуние УранНептун надсоциальный, космический пространственновременной континуум.
Это уровень астрологии времени.
Косвенное обоснование приведенной иерархии новолуний содержится в древних эзотерических учениях, утверждавших, что каждая солнечная система имеет в своем составе три Солнца. Интересно, что небесное явление сразу трех Солнц подтверждается многочисленными историческими свидетельствами. Конечно, их следует рассматривать как символические, а не физические аналогии, но они достаточно любопытны. Так, в 55 и 66 годах на небе были видны одновременно три Солнца; в 79 году два. В книге астролога Уильяма Лилли Астрологические предсказания на 1648, 1649 и 1650 годы приводится такой факт: В понедельник, 28 февраля, взошло Солнце с двумя мнимыми Солнцами компаньонами с разных сторон от него. Их расстояние от Солнца было около 10 градусов, и они были на той же высоте над горизонтом, что и Солнце. И со стороны, обращенной не к Солнцу, они испускали лучи, похожие на солнечные, только намного более яркие. Части этих мнимых Солнц компаньонов, обращенные к Солнцу, имели смешанный цвет, большей частью зеленый и красный. Немного сверху над ними была небольшая радуга очень контрастных цветов, вогнутая по отношению к Солнцу, и концы ее касались мнимых Солнц компаньонов. Над всем этим великолепием появилась еще одна радуга, с прекрасными глубокими цветами и несколько меньшего радиуса, чем первая радуга. Обе радуги были обращены выпуклостями друг к другу. Ко времени полной Луны они исчезли, оставив позади себя ужас и изумление тех, кто их видел (42). Если традиционное новолуние СолнцеЛуна, осложненное близостью одного из Лунных узлов и называемое солнечным затмением, рассмотрено достаточно подробно, то о двух других новолуниях ЮпитерСатурн и УранНептун, не менее значимых в социальных сферах астрологии, нужно сказать особо. С нашей точки зрения, именно они способны вывести астрологию на новый уровень понимания времени. Как установлено, Юпитер светит не только отраженным светом Солнца, но и сам излучает световую энергию. Он представляет собой газовый шар, в два раза массивнее, чем все вместе взятые планеты солнечной системы (за исключением самого Солнца). По химическому строению Юпитер похож на Солнце и ученые полагают, что только маленькая масса помешала ему стать звездой; для этого ему нужно было бы быть массивнее в 100 раз. Таким образом, Юпитер, согласно физическим законам, это своего рода несостоявшееся Солнце. Связь Солнца и Урана более тонка; она требует рассмотрения глифа (графической символики) планет. Уран изображается как два полукруга, соединяемые посредством креста, внизу которого находится маленькая окружность с точкой в центре, миниатюрное повторение глифа Солнца. По вертикальной линии креста вверх устремлена стрела, напоминающая молнию как в изображении Юпитера (у греков Зевсагромовержца); проявление Урана как удара молнии (поскольку Уран соотносится с электричеством) это способ одномоментно покончить со старым, уничтожить стереотипы. Таким образом, графическое изображение трех планет солнечной системы содержит в себе очень характерные и повторяющиеся символические детали: Солнце и Уран круг с точкой в центре, символы духа и концентрации духа; Юпитер и Уран молнию, символ власти неба над земными делами. Уран вращается как бы лежа на боку и таким образом, что в течение 20 лет то есть на протяжении цикла между двумя соединениями социальных планет Юпитера и Сатурна его северный полюс обращен к Солнцу, в то время как южный остается в тени. Но ведь и наша жизнь отличается тем, что времена меняются, теневые стороны истории становятся проявленными, ранее казавшиеся абсурдными идеи признаются гениальными, а давно забытые имена неожиданно оживают. Поэтому, хотя принципу ментальное™ Уран считается высшей октавой Меркурия, его принцип индивидуализации на личностном уровне гораздо точнее выдерживает Солнце. Меркурий, отвечающий за поверхностный анализ, сбор и передачу информации может, скорее, соответствовать Плутону с его принципом глубинного, сущностного анализа.
Точные символические аналогии связывают Луну, Сатурн и Нептун. Сатурн, известный из италийской мифологии как бог посевов и земледелия, дублирует в своем графическом символе серп Луны (вавилоняне и египтяне приписывали Луне карающие функции), а Нептун содержит серп Луны в горизонтальной плоскости. Кроме того, по принципу чувственности и отражения ценностных категорий Нептун резонно считается высшей октавой Венеры и Луны. Луна является планетойспутником Земли, ее космическим щитом. Однако существуют серьезные основания сомневаться в том, что за таким щитом земная цивилизация может чувствовать себя безопасно. Тем более, что, как было показано, влияние Луны отнюдь не ограничивается биологическими процессами; она в полном смысле слова властвует над странами и народами. В то же время понятие нации (как некая символическая общность по крови) напрямую связывается с Нептуном; совместно Луна и Нептун представляют собой поле национального взаимодействия, глубинный уровень формирования бессознательного той или иной нации и определяют механизм его взаимодействия с личным бессознательным. Тогда система низших и высших октав планет будет выглядеть следующим образом:
1. Солнце (низшая октава) Уран (высшая октава);
2. Луна и Венера (низшая октава) Нептун (высшая октава);
3. Меркурий и Марс (низшая октава) Плутон (высшая октава).
Что такое время в современной астрологии? Как и тысячи лет назад, гороскопы строятся с использованием современного этому построению календаря и принятого летоисчисления, а они так или иначе основаны на солнечнолунном цикле; значит, гороскоп потенциально несет в себе сразу две реальности объективную и необъективную. Но если солнечнолунный цикл используется в качестве основы календаря лишь постольку, поскольку позволяет соотнести видимые процессы (смена суток, времен года) с невидимыми, но ощущаемыми (эмоции, внутренняя работа сознания и подсознания, биологическое старение; С каждым днем мы умираем говорил Сенека), то его параллель с двумя другими новолуниями дает представление о скрытых в астрологической карте возможностях самого времени. Гороскоп объемная и многофакторная модель объекта, события или явления, и он содержит в себе информацию, выходящую за рамки времени его построения. Попытаемся соотнести возможности астрологии времени с ее инструментами, в роли которых выступают энергетические влияния медленных планет. История этого вопроса непроста. Уран был открыт в 1781 году, и последствия этого открытия принято связывать с тремя революциями французской, американской и промышленной, а также новым лозунгом человечества Свобода, равенство и братство. Но вскоре после этого открытия для самой астрологии, имевшей до того довольно прочную репутацию в ряду других наук, наступили не лучшие времена. Вот цитата из раздела История астрологии в Астрологическом словаре Катрин Обье: Начиная с Великой Французской революции изучение гороскопов стало делом презренным (27). В это же время начались гонения на астрологию в стенах учебных заведений. А спустя менее чем полвека после открытия Урана в 1830 году (по данным Дэйна Радьяра) была прочитана последняя лекция по астрологии на базе одного из университетов Германии. В Истории неба Камиля Фламмариона, написанной в 1872 году, рассуждая о том, что во все времена астрология и астрономия прекрасно взаимодействовали, автор подытоживает эти рассуждения так: Астрология ведь умерла. К чему говорить о мертвых"? (40). Почему же сразу после открытия Урана так непримиримо разошлись астрология и науки, поддерживаемые государством, науки, обусловленные особенностями социального развития, которые еще недавно тесно сотрудничали друг с другом? Можно ли это отнести в разряд случайностей? Вероятно, нет, и указанные события вполне возможно объяснить с помощью самой астрологии. Первое, что неизбежно следует из открытия Урана применительно к астрологической методологии, это изменение периода времени, условно соответствующего протяженности зодиакального круга. К чему приравнивался зодиакальный круг до открытия Урана? Естественно, к циклу Сатурна, в данном случае составлявшего 28 лет; каждый знак соответствовал 2,(3) года. В настоящее время он равняется циклу обращения Урана 84 года, а условная продолжительность каждого из знаков составляет 7 лет. Таким образом, мы получаем две возможные системы астрологического отсчета времени: сатурнианскую, то есть земную, формальную, и уранианскую, виртуальную, неформальную по качествам Урана, планеты, задавшей этот ритм. После открытия Урана астрологическое время раздвоилось и человечество оказалось в двух жизненных ритмах; по существу, в двух жизнях. Это хорошо согласуется с учением Гермеса Трисмегиста о том, что существует два вида жизни и два вида движения. Одно есть движение согласно сущности, другое движение согласно телесной природе, первое более общее, второе более частное. То, которое есть согласно сущности, свободное, другое принудительное; ибо все подвижное подвержено принуждению того, что им движет. По мере того, как минувшее соединяется с настоящим, а настоящее с будущим, они становятся одним временем (ибо они не существуют отдельно друг от друга) по причине своей тождественности, своего единства и своей протяженности. Время есть протяженно и раздельно, будучи одним и тем же (8). Как же так? Герметизм и проблемы современной астрологии? Но факт остается фактом более чем за две тысячи лет до открытия первой из высших планет астрология уже располагала ключом к своему приоритету над прочими науками, идеей двойственности времени. Но почему тогда, когда, по дошедшим до нас сведениям, астрономия предоставляла в ее распоряжение только планеты септенера, астрология по крайней мере, в трудах Гермеса Трижды Величайшего уже превосходила тот символизм, которым она оперирует на пороге эры Водолея? Пока оставим этот вопрос вопросов без ответа и вернемся к проблемам самой астрологии, вызванным, на наш взгляд, открытием Урана и обусловленным им раздвоением времени. Пока астрология имела в своем распоряжении только первую систему, систему времени Сатурна, она поощрялась государственными устройствами и вписывалась в его подустройства управленческую, научную, религиозную и т.д.; ведь государство с его законами также находится в ведении Сатурна. После открытия Урана астрология не только в прямом смысле вышла за пределы Сатурна (границы солнечной системы расширились более, чем вдвое, вызвав настоящую панику среди самих астрологов), но, соответственно, перестала вписываться в систему государственных устройств. Нарушились законы, по которым астрология могла существовать как официальная отрасль знания. Символизм прошлого был существенно нарушен, запараллелен символизмом будущего, и это бесспорно отразилось на положении самой науки но не осознанно, а стихийно, без глубокого осмысления астрологией своих собственных проблем. Последующее открытие еще двух высших планет а все они свершились на протяжении последних 200 лет также существенно не повлияло на основы астрологии, но ведь высшие планеты планеты трансформации! Открытия в области естественных наук, свершившиеся за это время, и прежде всего теория относительности Альберта Эйнштейна совершили переворот в представлениях о времени. Гениальная догадка Августина Блаженного относительно того, что прошлое, настоящее и будущее сосуществуют одновременно, была доказана математически. Но мунданная астрология не испытала никакого подъема; напротив, она почти перестала существовать. Изучение циклов планет если это не солнечнолунный цикл нельзя называть сферой мунданной астрологии, которая, по замыслу древних астрологов, почти полностью была посвящена хитростям и влиянию Луны. Итак, следует признать, что открытие Урана по факту явилось для астрологии достаточно революционным событием, и новый символизм внес мощные возмущения в ее положение вполне в духе аномалий в орбите планетысимвола астрологии Урана. Двойственность времени, параллельность принципа семиричности принципу десятиричности по количеству планет, участвующих в интерпретациях звездных констелляций, для науки времени это новая наука. И если астрология наука времени, то какого? Которое из этих времен реально? В Истории неба Камиля Фламмариона содержится простой и лаконичный ответ на этот вопрос. Представим, пишет Фламмарион, что путешественник в полдень, имея Солнце над головой, отправился в сторону, противоположную движению Земли и со скоростью кажущегося движения Солнца; в этом случае он всегда имел бы Солнце у себя над головой. Тогда бы Земля не имела вращательного движения и времени не существовало бы вовсе, ведь оно служит только и исключительно мерой движения (40). Значит, время в том виде, в котором им оперирует современная астрология с равнением на символизм Сатурна, существует только как мера соотнесения продолжительности земных событий с вращением Земли относительно Солнца и может быть выражено лишь количественно. Оно отражается в календарях и сопутствующей их перелистыванию хронологии наиболее значимых событий: рождений, свершений и смертей. В совокупности они представляют собой общественно событийную историю человечества. Но человечество имеет и другую историю творческую, в которой, на первый взгляд, тоже фигурируют события это открытия и всевозможные свершения в науке, искусстве и культуре. Они в корне отличаются от событий первого вида поскольку становятся вечным достоянием, сущностной характеристикой интеллектуальной и психологической зрелости человечества, а их значение не ограничивается определенным периодом времени. Более того, в ходе творческой истории вырабатываются системы символов, которые заранее определяют последующее наполнение истории общественнособытийной. Исследователь герметических трудов, французский ученый Луи Менар писал, что выработка нового символизма это исключительная привилегия творческих эпох (8). Поэтому сатурнианское, формальное время не может рассматриваться в качестве реального носителя сущности, идеи времени; их действительным носителем является время уранианское. Взаимодействие этих времен взаимодействие формы и идеи.
Опередить время, отстать от времени... Вольно или невольно, но все процессы и явления так или иначе соотносятся с некими характеристиками, которыми наделяется тот или иной период истории и которые берутся за основу, точку отсчета. Что он может собой представлять? Ему могут быть приписаны только те черты, которые соответствуют общественным установкам и событиям. И в этом мы усматриваем явное противоречие, переносимое в астрологию ведь реальные события во времени всегда отстают от идей. Происходящие события подготавливались предшествующими им во времени идеями, а идеи, которые главенствуют в настоящем, послужат основой для последующих осязаемых перемен в материальной жизни.
Вернемся к проблеме двойственности времени, обозначенной в трудах Гермеса Трисмегиста и утраченной за ненадобностью почти на два тысячелетия. Почему она вообще возникала раньше? В V веке до нашей эры Конфуций пришел к точке зрения, под углом которой ученые того времени стали рассматривать все свои научные достижения и достижения своих коллег. Что же такое было придумано Конфуцием? Суть этого философского открытия заключается в краткой формуле: Новое это хорошо забытое старое. И научные советы того времени, вооружившись фолиантами, засели за анализ новейших открытий: те из них, зачатки которых были обнаружены в истории наук, имели счастливую судьбу и были признаны действительными; те же, которые носили чересчур революционный характер и не имели никаких истоков в древних знаниях, были объявлены выдумкой. Покопавшись в истории, можно обнаружить, что, вопервых, автором лозунга Свобода, равенство и братство, в настоящее время связываемого с открытием Урана и тремя революциями, последовавшими вслед за ним, является Пифагор; вовторых, этот лозунг имел возможность доказать жизненную силу идей. Приехав в Италию и обнаружив, что города находятся в рабстве друг у друга, Пифагор посредством только одних идей воздействуя на слушателей и внушая им свободомыслие, вернул этим городам свободу. Он учил, что дружба (символизм Урана) является самым истинным и почти совершенным из всех человеческих отношений, и говорил, что в природе все дружит со всем: боги с людьми, душа с телом, рационализм с иррационализмом, человек с другими людьми, в том числе незнакомыми (46). Легенда доносит до нас еще одно крайне важное сведение о Пифагоре: он был первым человеком, назвавшим себя философом (тот, кто пытается найти, выяснить) и мир обязан ему этим термином. До него умные люди звали себя мудрецами, что означало человек, который знает. Известно, что, прежде чем взять на себя роль учителя, Пифагор учился в Египте и Вавилоне. Не имеет ли указанный лозунг корней в египетской или халдейской цивилизациях, жрецы которых знали о существовании Урана? И, может быть, в XVIII веке состоялось его повторное открытие? Древние часто говорили о невидимой планете, называемой ими Антихтон, но не наделяли ее каким либо символизмом; во всяком случае, по этому поводу никаких сведений не найдено. Но сохранились изображения бога Митры (на рубеже смены времен митраизм был повсеместно распространенной религией), над головой которого в форме круга расположены не семь, а восемь звезд. Не удивительно преждевременные открытия, как уже говорилось, имеют свойство теряться в истории и совершаться вновь. Если за определенным временным периодом закрепить свои собственные характерные признаки и, по существу, признать за ним возможность быть их самостоятельным, нематериальным носителем, время разбрасывать камни и время собирать камни можно будет объяснить из него самого как главного действующего лица истории. Представляется, что это единственная возможность понять, что же такое время и, уже оттолкнувшись от этого понимания, в корне переосмыслить возможности астрологии. Реализовать такой подход означает фактически разделить единое время на время событий и время идей, представив каждое из них через качества и характер взаимодействия планет, формирующих тот или иной цикл. На первый взгляд это представляется более, чем смелым шагом, однако при последующем размышлении он оказывается единственно логичным и вполне обоснованным. Это позволяет сосуществовать и взаимодействовать друг с другом различным видам времени (анархическому времени внутри дискретного, циклического и линейного, не нарушая их принципы). Как осуществляется их взаимодействие и как его отследить через планетарные влияния? В основе этого лежит достаточно простой механизм, но он требует высокого уровня абстракции и проблемного, а не описательного подхода к истории.
Давайте посмотрим, что думают наши читатели по этому вопросу. Если у вас есть вопрос или вы хотите поделиться мнением по этой теме, то пишите свои комментарии используя форму ниже. Также не забывайте поделиться этой статьей с другими. Уже поделились 355 человек.
Другие статьи: