мир магии

Восточные влияния

Между восточной и западной магией имеется множество близких соответствий, которые либо берут начало в античности, либо происходят из культурного эклектизма, характерного для народной культуры Византийской империи. Тем не менее в русском колдовстве и гадании иногда можно выявить непосредственные специфически восточные влияния. К этим редким исключениям относятся текст о Чигире (речь о нем шла в предыдущем разделе) и сопутствующий ему иногда любопытный астрологический текст, который встречается под названием Круг югорьский [т.е. уйгурский] на 12 лет. Сим кругом ведает лета половетскые. Последний текст невелик и обычно представлен в виде схемы. Мне удалось выявить его в пяти рукописях XVII—XVIII веков. Тексты этих рукописей не идентичны, но явно имеют общее происхождение. Первый текст представляет собой несколько концентрических кругов, Разделенных на двенадцать секторов. Первый круг содержит прилагательные, образованные от названий двенадцати животных восточного двенадцатилетнего цикла: мышь, бык и т.д. до свиньи. Затем вдет круг с русскими названиями знаков зодиака; следующий круг указывает на степень благоприятности знака: благо, средне, ло. В последнем круге — обозначенные начальными буквами названия месяцев:

Круг Югорский и рука половецкая. XVII в. Библиотека Российской Академии наук, Санкт-Петербург, Архангельское собр. 204, л. 170 об.

Мыший Овен Благо Ма[рт]

Волово Юнец Средне Апри[ль]

Пардушие Близнецы Благо Май

Заячие Рак Зло Ию[нь]

Змиев Лев Зло Июль

Змиина Дева Благо Авгу[ст]

Конево Весы Средне Сентябрь]

Овечие Скорпион Зло Октя[брь]

Абезьянино Стрелец Средне Ноя[бр]

Курячие Козерог Зло Дека[брь]

Песие Водолей Средне Ген[варь]

Свиние Рыбы Благо Февр[аль]

В другом тексте помимо круговых диаграмм имеется мнемоническая схема с изображением ладони, подобная ручной Пасхалии, в которой суставы и фаланги пальцев используются для запоминания чисел. Она озаглавлена Рука угор[ь]ская на 12 лет-Отличие еще одной версии текста состоит в том, что в ней перечисляются части тела и т.п., управляемые каждым из знаков зодиака, и вместо указаний на благоприятность приведены предсказания (с поразительно ограниченным набором сюжетов):

Весы Раты будут Стан Обезянее

Скорпия Грады будут Мысли (?) Курячее

Стрелец Дождеви будут Голени Песее

Козиирог Воды многи Тайн Свинячее

Водник Силныи князь разорит Плесни Змеевое

Рыбы Воды многа густа Глава Овечее

Овен Великий град загустит Человек Мышее

Телец Рать будет Очи Воловое

Близнец Зверем смерть (? крани) Пардосее

Рак Рыбы многие Плеча Заячее

Лев Дождевы велицы Душа Конячее

Дева Сухо будет Перси Змеиное

Последовательность животных восточного календаря нарушена; обычная связь частей тела со знаками зодиака — тоже.

Происхождение восточного животного цикла до сих пор остается предметом дискуссий. В комбинации с пятеричным циклом он дает шестидесятилетний цикл, который использовали для календарных исчислений в Монголии и Китае. На Западе он известен по крайней мере со времени путешествия Марко Поло, а о его бытовании в России свидетельствуют даты золотоордынских ярлыков, официальных документов, которые сохранились в русском переводе. Следует отметить, однако, что в ярлыках названия животных употребляли только для обозначения годов, а в цитированных текстах они фактически относятся к месяцам и знакам зодиака, хотя, судя по заголовкам, якобы и указывают на годы. Есть и еще один Русский текст, который рассказывает о монгольском календаре и связанных с ним религиозных и сельскохозяйственных обычаях. Речь о статье из Хронографа конца XVII века, содержащая некоторые названия животного цикла в качестве названий месяцев: март — барс, июль — лев, декабрь — свинья, январь — мышь, февраль — бык. В Европе животный цикл в астрологическом контексте не был известен, несмотря на то что в одном из византийских астрологических текстов в предсказании на 1336 год мышь фигу

рирует как правитель года. Не исключено, что у рассматриваемого текста имеется византийский источник: описание уйгурского ка~ лендаря содержится, по крайней мере, в одной византийской ру-копией. Сам текст, весьма вероятно, значительно старше, нежели дошедшие до нас списки. Вообще ответ на вопрос о его источнике и причинах его распространения все еще не найден; едва ли когда-нибудь удастся провести удовлетворительное текстологическое исследование. Тот факт, что несколько списков обнаружены в рукописях со смешанным составом, включающих еврейские тексты, свидетельствует лишь о том, что в России XVII века узкий круг приверженцев эзотерического знания перенимал все экзотическое без разбора.

Читать далее: Западноевропейские влияния