мир магии

Геомантия, приписываемая пророку Самуилу (Хайлу)

Полугеомантический сербский церковнославянский текст (вторичное упрощение классической формы геомантии) был опубликован М.Н. Сперанским в 1899 году, который пошел по ложному следу и внес значительную путаницу в решение вопроса. Его комментарии, посвященные Рафлям, отмечены эрудицией, но недостаточно систематичны. Поэтому, хотя Сперанский и опознал Гадание Самуила как близкий западноевропейским геомантическим текстам, он оказался неготовым к тому, чтобы прямо сопоставить его с Рафлями (поскольку в Стоглаве Рафли фигурируют в окружении астрологических текстов, тогда как в Гадании Самуила астрологическое обоснование гадания полностью деградировало).

Этот текст взят из двух сербских рукописей XVII века и одной боснийской XV и имеет дефектный заголовок: Благовестытелное Древнее и нельжно [пророчество] хитрость сиаа пророку Хайлу (Самуилу) открьвенна бысть аггеломь господним шестонадесеты-ми сими образи и пророчьствовавше людем о будущих. Он начинается руководством, как производить гадание: необходимо поститься и с чистым и умиленным сердцем взять Евангелие или Псалтырь, пропеть Трисвятое, помолиться Богу и перекреститься святой книгой. Затем, сохраняя вопрошание в своем сердце, следует наугад раскрыть книгу и выбрать первое слово (в данном тексте это надо понимать как буква) первой строки на левой стра. нице; если эта буква а, г, е, з, и, в, л, н, о, р, ту ф, ф (т.е. нечетные числа в греческой и славянской цифири), то пиши (ставь) черту (точку); а если в, д, и, к, м, £, п, с, у, х, w (четные числа), то ставь две точки. В этом перечне букв, имеющих числовое значение отсутствуют цифры 6, 90 и 900 (s, ч, ц), которые обозначаются у славян буквами, а у греков — значками, не являющимися буквами. Это, бесспорно, указывает на то, что оригинал текста греческий. Повтори это четыре раза и получишь один из шестнадцати образов (геомантических фигур). Эти образы имеют следующие названия (имена, nomina; обычные латинские названия геомантических фигур даны для сравнения в скобках): 1 Путь (Via — путь)

2:::: Людие и събрание (Populus — народ)

3::.. Велиа Христа чьсть (Fortuna Maior — великое счастье)

4..:: Малаа чьсть (Fortuna Minor — малое счастье)

5:::. Неулучение и печаль (Tristitia — печаль)

6.::: Улучение и радование (Laetitia — радость)

7.::. Неулучение (Career — темница)

8:.:. Богатьство (Acquisitio — приобретение)

9..:. Благаа брань (Puella — девушка)

10:.:: [Являет же] трудь телесни и пролитие крьвии (Rubeus — красный)

11::.: Белое сребро (Albus — белый)

12.:.. Малаа брань (Puer — юноша)

13.:.: Гибель (Amissio — утрата)

14:..: Сьузь (Conjunctio — соединение)

15:... Глава (Caput — голова)

16...: Опашь (Cauda — хвост)

Каждая из этих фигур сопровождается в тексте кратким прорицанием. Хотя в данном случае имеются отклонения от классической геомантии, происхождение названий фигур и прорицаний явно восходит именно к ней. При этом обычная процедура выведения последующих, дочерних, фигур и связанные с ними ассоциации астрологического плана опущены, а составление геомантических фигур основано в данном случае на библиомантии (обычном использовании книги), сходной с представленной в гадательных текстах, которые снабжены ключом.

Значение геомантических фигур по Агриппе Неттесгеймскому

Существует полностью идентичный византийский текст (включая тождество имени пророка Хайла), обращение к Евангелию или Псалтыри и сходные необычные названия девятой, одиннадцатой и двенадцатой фигур (Добрая война, Малая война и Белое Серебро). А. Делятт, опубликовавший этот памятник по греческой рукописи XV века, которая содержит три версии текста, указывает на существование шести списков памятника в одном только Пари-же. В двух из них представлены варианты имени пророка (Халет и Харут). Отметим, что в мусульманской традиции известны имена ангелов Харут и Марут; они встречаются в магических текстах Рассматриваемый тип гадания (вне зависимости от того, происходит ли он непосредственно от арабского источника) имел значительное распространение, во всяком случае в поздней Византии. Его заимствование православными славянами вполне объяснимо, Сходные полугеомантические тексты существовали и на Западе. Немецкая Геомантия шестнадцати судей предлагает наборы из шестнадцати ответов (по одному для каждой фигуры) от лица каждого из шестнадцати судей, причем все они имеют еврейские имена, часто искаженные. Латинский текст, в котором геоманти-ческие фигуры используются в качестве ключа к оракулу (ответы-прорицания на двадцать пять вопросов для каждой фигуры), опубликован во Франкфурте-на-Майне в 1693 году под названием Tabulae geomanticae seu liber singularis de tribus ultimis ex antiquo manuscripto de anno MDXXXV jam primo luci datus annexis duabus tabellis huic studio mire inservientibus caeteroquin utilibus & jucundis.

Читать далее: Геомантические фигуры в Радзивилловской летописи