мир магии

Ономантия (гадание по имени)

Самые ранние примеры систематической ономантии в древнерусской литературе можно обнаружить в псевдо-Аристотелевой Тайная тайных. Переведенная в конце XV или в начале XVI века с древнееврейского, вероятно, в Великом княжестве Литовском, она дошла до нас по меньшей мере в двадцати полных или фрагментарных списках. Эта система прорицания включает подсчеты числового значения букв в именах двух противников, затем требует отнимать от общего числа по девяти и сравнивать результаты с помощью таблицы, показывающей, кто окажется победителем. Согласно Тайная тайных, эту таблицу использовал Аристотель, который выступал в роли советника Александра Македонского; причем, несмотря на просьбы Александра, секрет ему первоначально не раскрывался, до тех пор пока Аристотель не решил записать для его пользы все тайные премудрости.

Ономантическая таблица из русской рукописи Тайная тайных XVI в. Оксфорд, Бодлеянская библиотека, MS Laud Misc. 45, л. 48

Некоторые русские списки для доказательства действенности системы содержат две пары имен — Александр и Пор, Нестор и Лий. Первая пара находит очевидное соответствие в других источниках. История о поединке Александра Македонского с индийским царем Пором, завершившаяся смертью Пора (между тем как исторический Пор остался в живых и покорился Александру), восходит к Псевдо-Каллисфену, но не упоминается более ни в одном античном источнике. Эта история была хорошо известна русским: сочинения об истории Александра Великого по Псевдо-Каллисфену входили в число наиболее популярных в Киевской и Московской Руси и целиком или в отрывках сохранились в сотнях списков. Единоборство упоминается и в Повести о Куликовой битве. Поединок Александра с Пором находит место в живописи (изображение в Лицевом летописном своде в иконографическом плане, вероятно, восходит к позднеантичному циклу), а позднее появляется и в лубочном варианте.

Вторая пара — Нестор и Лий (греч. Aiaiog) — гораздо менее понятна, однако она включает текст в христианскую традицию. Согласно легенде, изложенной в Житии Димитрия Солунского, Нестор был юным учеником св. Димитрия во времена римского императора Галерия (305—311). По молитвам святого, Нестор смог победить гигантского гладиатора-вандала, которого звали Лий. Воспоминание об этом поединке регулярно появляется в клеймах житийных икон св. Димитрия и в русских народных лубочных картинках.

Очевидно, что переводчиком Тайная тайных с древнееврейского был еврей, и можно сделать вывод, что фрагмент о поединке Нестора попал в славянскую версию этого сочинения лишь благодаря христианскому переписчику. Переписчик, в отличие от его западноевропейских собратьев, дополнил текст только этим пассажем, и этот факт указывает на то, что его интересовал именно оккультный аспект книги. Русская версия Тайная тайных отличается от западноевропейских еще и тем, что в ней специальное внимание уделено медицинским и политическим сюжетам. Примечательно также, что на Руси она нередко оказывается в сборниках, содержащих и другие гадательные тексты.

Необходимо отметить, что Тайная тайных — не единственное пРоизведение, в котором появляются Нестор и Лий. В белорусской Редакции XVII века гадания царя Давида (метание трех игральных Костей, о чем речь впереди) появляется такой пассаж: 39. Св. Не-стор молитвами святаго Димитрия порази великого борца Лия, з высокого змаху зрутив (зрушив — ?) и скрушив его, и царя посрамив, и скочив царь в стыду с места, и вси велможи его розбеглися розно, так и твои, человече, враги разбегутся розно, а с тобою Господь Бог, добро есть.

Описанный в Тайная тайных метод гадания в различных формах встречается во многих культурах. Аналогичные таблицы приводит П. Таннери для иллюстрации греческого текста (в нем изобретение этого способа предсказаний приписано Пифагору; вместо двух пар противников, присутствующих в русской версии, говорится о Гекторе и Патрокле). А. Фестюжьер предположил, что этот метод восходит к учению неопифагорейцев, — его мнение основано на позднеантичных источниках, в частности De litteris Te-ренциана Мавра (где тоже фигурируют Гектор и Патрокл).

Авторство подобных прогностических текстов приписывает Пифагору и Аристотелю (соответственно для греческих и арабских предсказаний) и исследователь арабских гаданий Туфик Фахд. Ибн Халдун, описавший много разнообразных гаданий, также разбирает описываемую систему и считает ее основой Политики Аристотеля (т.е. Тайная тайных). Традиция связывать рассматриваемую прогностическую систему с именем Аристотеля принадлежит христианскому Востоку: в тексте XII века (который его издатель и переводчик назвал The Book of Medicines) содержится ономастическая система (как, впрочем, и несколько других) и утверждается, что она была создана Аристотелем для царя Александра, его царственного ученика, когда он вел войну против Дария Мидянина и Александр победил Дария. В этом тексте, таким образом, появляются еще два противника, демонстрирующие надежность системы гадания.

Большинство европейских версий Тайная тайных восходят к пространной арабской редакции и не включают ономантию. Лишь краткая кастильская редакция текста и одна английская сохранили отрывки с ономантией. Этот способ предсказаний существует, однако, в ряде латинских и региональных версий, не входящих в состав Тайная тайных, и в них упоминаются пары противников-антагонистов. Вне анализируемой традиции также существуют близкие способы гадания. Один немецкий текст XIV века (включающий некоторые греческие слова и предваряемый краткой медицинской ономантией) приписывается некоему философу Физи-тору; а Дж. Трахтенберг в своем исследовании еврейской магии описывает систему, которая не имеет названия, но очень похожа на приписываемую Физитору. По последней версии, на основании подсчетов победителем в споре выйдет один из двоих, из чисел имен которых вычитают по девяти. Если противники похожи, оба евреи, не различаются по уровню благосостояния и образования — то одержит победу тот, чье число будет большим; если между ними есть неравенство — победит тот, у кого окажется меньшее число.

Читать далее: Число зверя