мир магии
Ономантия (гадание по имени)
Самые ранние примеры систематической ономантии в древнерусской литературе можно обнаружить в псевдо-Аристотелевой Тайная тайных. Переведенная в конце XV или в начале XVI века с древнееврейского, вероятно, в Великом княжестве Литовском, она дошла до нас по меньшей мере в двадцати полных или фрагментарных списках. Эта система прорицания включает подсчеты числового значения букв в именах двух противников, затем требует отнимать от общего числа по девяти и сравнивать результаты с помощью таблицы, показывающей, кто окажется победителем. Согласно Тайная тайных, эту таблицу использовал Аристотель, который выступал в роли советника Александра Македонского; причем, несмотря на просьбы Александра, секрет ему первоначально не раскрывался, до тех пор пока Аристотель не решил записать для его пользы все тайные премудрости.
![](../images/mirmagii/image094.jpg)
Ономантическая таблица из русской рукописи Тайная тайных XVI в. Оксфорд, Бодлеянская библиотека, MS Laud Misc. 45, л. 48
Некоторые русские списки для доказательства действенности системы содержат две пары имен — Александр и Пор, Нестор и Лий. Первая пара находит очевидное соответствие в других источниках. История о поединке Александра Македонского с индийским царем Пором, завершившаяся смертью Пора (между тем как исторический Пор остался в живых и покорился Александру), восходит к Псевдо-Каллисфену, но не упоминается более ни в одном античном источнике. Эта история была хорошо известна русским: сочинения об истории Александра Великого по Псевдо-Каллисфену входили в число наиболее популярных в Киевской и Московской Руси и целиком или в отрывках сохранились в сотнях списков. Единоборство упоминается и в Повести о Куликовой битве. Поединок Александра с Пором находит место в живописи (изображение в Лицевом летописном своде в иконографическом плане, вероятно, восходит к позднеантичному циклу), а позднее появляется и в лубочном варианте.
Вторая пара — Нестор и Лий (греч. Aiaiog) — гораздо менее понятна, однако она включает текст в христианскую традицию. Согласно легенде, изложенной в Житии Димитрия Солунского, Нестор был юным учеником св. Димитрия во времена римского императора Галерия (305—311). По молитвам святого, Нестор смог победить гигантского гладиатора-вандала, которого звали Лий. Воспоминание об этом поединке регулярно появляется в клеймах житийных икон св. Димитрия и в русских народных лубочных картинках.
Очевидно, что переводчиком Тайная тайных с древнееврейского был еврей, и можно сделать вывод, что фрагмент о поединке Нестора попал в славянскую версию этого сочинения лишь благодаря христианскому переписчику. Переписчик, в отличие от его западноевропейских собратьев, дополнил текст только этим пассажем, и этот факт указывает на то, что его интересовал именно оккультный аспект книги. Русская версия Тайная тайных отличается от западноевропейских еще и тем, что в ней специальное внимание уделено медицинским и политическим сюжетам. Примечательно также, что на Руси она нередко оказывается в сборниках, содержащих и другие гадательные тексты.
Необходимо отметить, что Тайная тайных — не единственное пРоизведение, в котором появляются Нестор и Лий. В белорусской Редакции XVII века гадания царя Давида (метание трех игральных Костей, о чем речь впереди) появляется такой пассаж: 39. Св. Не-стор молитвами святаго Димитрия порази великого борца Лия, з высокого змаху зрутив (зрушив — ?) и скрушив его, и царя посрамив, и скочив царь в стыду с места, и вси велможи его розбеглися розно, так и твои, человече, враги разбегутся розно, а с тобою Господь Бог, добро есть.
Описанный в Тайная тайных метод гадания в различных формах встречается во многих культурах. Аналогичные таблицы приводит П. Таннери для иллюстрации греческого текста (в нем изобретение этого способа предсказаний приписано Пифагору; вместо двух пар противников, присутствующих в русской версии, говорится о Гекторе и Патрокле). А. Фестюжьер предположил, что этот метод восходит к учению неопифагорейцев, — его мнение основано на позднеантичных источниках, в частности De litteris Te-ренциана Мавра (где тоже фигурируют Гектор и Патрокл).
Авторство подобных прогностических текстов приписывает Пифагору и Аристотелю (соответственно для греческих и арабских предсказаний) и исследователь арабских гаданий Туфик Фахд. Ибн Халдун, описавший много разнообразных гаданий, также разбирает описываемую систему и считает ее основой Политики Аристотеля (т.е. Тайная тайных). Традиция связывать рассматриваемую прогностическую систему с именем Аристотеля принадлежит христианскому Востоку: в тексте XII века (который его издатель и переводчик назвал The Book of Medicines) содержится ономастическая система (как, впрочем, и несколько других) и утверждается, что она была создана Аристотелем для царя Александра, его царственного ученика, когда он вел войну против Дария Мидянина и Александр победил Дария. В этом тексте, таким образом, появляются еще два противника, демонстрирующие надежность системы гадания.
Большинство европейских версий Тайная тайных восходят к пространной арабской редакции и не включают ономантию. Лишь краткая кастильская редакция текста и одна английская сохранили отрывки с ономантией. Этот способ предсказаний существует, однако, в ряде латинских и региональных версий, не входящих в состав Тайная тайных, и в них упоминаются пары противников-антагонистов. Вне анализируемой традиции также существуют близкие способы гадания. Один немецкий текст XIV века (включающий некоторые греческие слова и предваряемый краткой медицинской ономантией) приписывается некоему философу Физи-тору; а Дж. Трахтенберг в своем исследовании еврейской магии описывает систему, которая не имеет названия, но очень похожа на приписываемую Физитору. По последней версии, на основании подсчетов победителем в споре выйдет один из двоих, из чисел имен которых вычитают по девяти. Если противники похожи, оба евреи, не различаются по уровню благосостояния и образования — то одержит победу тот, чье число будет большим; если между ними есть неравенство — победит тот, у кого окажется меньшее число.
Читать далее:
Число зверя