мир магии

Народная магия

В этой главе дается обзор народных верований, имеющих отношение к магии и гаданиям. Практические исполнители магических действий и гаданий описываются в главе 3, а особые виды народных гаданий — в главе 4. Как уже отмечалось, список литературы по этому вопросу весьма обширен, хотя исследования различаются по уровню; часто это устаревшие работы, и приведенные в них сведения не поддаются проверке. Широкие обзоры встречаются редко. Поскольку материал, использованный в данной главе, по большей части почерпнут именно из подобных работ, он страдает теми же недостатками, главным образом отсутствием указаний на место, время и контекст.

Чаще всего трудно отличить верования и обряды, принадлежащие к литературной традиции, от народных; причем если первые в основном, как будет показано в следующих главах, восходят к античной, а также древневосточной традициям, то происхождение вторых попросту неизвестно. Более того, оказалось, что магические верования и обряды чрезвычайно легко заимствовались и глубоко и быстро укоренялись. Прекрасным примером того, как определенная часть культуры может быть вырвана из контекста и переосмыслена в другой культуре, является распространение на Западе так называемого китайского зодиакального двенадцатилетнего цикла, который широко эксплуатируется поклонниками восточной мудрости. Этот цикл получил на Руси раннее распространение под названием круга югорского.

На Руси, как и на Западе, многие неортодоксальные идеи религиозного, магического или политического свойства распространялись из одной области в другую и от образованных групп населения к необразованным именно в результате их осуждения со стороны церкви и государства, стремившихся к искоренению этих идей. Согласно популярному выражению из сферы политики, запреты обеспечивали идеи кислородом популярности. Перечни действий магического и сексуального характера с самых ранних времен (по крайней мере, до XVIII века) включались в списки исповедальных вопросов, задаваемых русскими приходскими священниками своим прихожанам на исповеди. Это, несомненно, способствовало внедрению подобных сведений в умы неискушенных. В такой ситуации любая система анализа, основанная на бинарных оппозициях и применяемая к соотношению высокой культуры образованных слоев населения с низовой, народной, сталкивается с трудностями в оценках и определениях.

Единство позиций церкви и государства в эпоху Московской Руси хорошо видно из содержания донесения верхотурского воеводы приказчику Ирбитской слободы (1649 год). Воевода требует принять меры к искоренению таких явлений, как разговоры в церкви, пьянство, представления скоморохов, обращение к ведьмам и колдунам в случае болезни, ворожба по первому дню новолуния, литье воска и олова. Запрет касается также игры в кости, карты, шахматы и бабки, вождения медведей, пения дьявольских песен, танцев, битья в ладоши, качания на качелях. Уличенных в этих предосудительных действиях следовало наказывать розгами. Сходный список осуждаемых провинностей был разослан царем Алексеем Михайловичем и другим воеводам. В XVII веке существовал даже запрет патриарха хоронить по церковному обряду тех, кто утонул во время купания или разбился до смерти при падении с качелей. Считалось, что пострадавший сам явился причиной несчастного случая, который приравнивался к самоубийству. Подобные запреты существовали кое-где вплоть до Нового времени.

Пуританское отношение к легкомысленным поступкам и прегрешениям сохранялось в XVIII веке и позднее. Я приведу (с некоторыми сокращениями) пример из рукописного текста, в котором перечисляются дьявольские действия, за которые налагалась епитимья:

— золото хоронить;

играть в жмурки;

слушать у порога и у окна;

— мазать лицо сажей (участие в рождественских маскарадах);

или тряпицами голову мочат;

бить жгутами, скрученными из ткани (игра);

играть на музыкальных инструментах;

играть в шахматы, кости или карты;

рассматривать ладони или позволять колдуну рассматривать ладонь, свою или ребенка (т.е. хиромантия, остававшаяся в России неизвестной до XVIII века);

натирать солью, мазью, скипидаром, маслом, ртутью, человеческой кровью, молоком женским или животного, медом, росой, дегтем, хмелем (действия медицинского или магического характера, выполняемые с произнесением магических заговоров или без них);

слушать гром (о гадании с помощью Громника ; здесь направление, откуда слышался гром, скорее всего, служило для предсказания, возможно также, что имеется в виду обычай купаться во время грозы);

валяться по снегу (гадание о браке, см. ниже);

носить воду в решете (последнее часто использовалось в гаданиях, см. ниже; ношение воды в решете в пословицах — синоним абсурдных действий); см. Толковый словарь В.И. Даля (а также решетка); ср. Естественная история Плиния, XXVII.iii.ii— iv.12; ношение воды в решете фигурирует в фольклоре в качестве невыполнимой задачи, задаваемой герою-дураку или черту;

слушать собак, кошек, гусей, уток, лошадей, быков;

Осуждалась вера в следующие приметы:

мышь порты грызет (эта своеобразная примета указывает на то, что она, как и многие другие, описанные в данном тексте, заимствована из Волховника;

хорь (моль) порты портит;

мышь устраивает гнездо высоко на колосе (к высоким ценам на зерно), см. Толковый словарь Даля (мышь);

боль в костях или зуд под коленом означает путешествие;

зуд ладоней — к деньгам;

зуд в глазах — к слезам ;

встреча с различными животными и птицами;

изба скрипит, огонь трещит, лес шумит и дерево о дерево скребет, белки прыгают.

Осуждаются также такие действия, как:

выполнять магические действия над скотом с помощью камней, железа, сковород, икон;

общаться с колдунами, еретиками, неблагочестивыми стару-

хами, ведьмами, исполняющими колдовские обряды на Иванову ночь (один из наиболее значимых магических моментов в году);

мыться в бане с использованием трав (этот обычай связан, в частности, с волшебными свойствами трав, собранных в день Аг-рафены Купальницы, 23 июня);

срезать первые волосы у ребенка (в действительности этот обычай практиковался в церквах повсеместно; Дж. Флетчер писал в 1591 году: Существует обычай после крещения срезать волосы с головы ребенка и, закатав их в кусочек воска, хранить их как реликвию или как память в секретном месте в церкви );

беременным женщинам давать хлеб медведю (если он зарычит, родится девочка, если молчит — мальчик; варианты);

гадать по ключу и псалтыри.

Приведенные сведения дают представление о разновидностях народной бытовой магии и гаданий и о масштабах их распространения в московский период. При этом интересно, что они слабо отражают верования и ритуалы русской деревни, связанные с плодородием, которые, возможно, не считались магическими. В большинстве случаев мы находим аналогии верованиям и обычаям, принятым в это время в других частях Европы.

Читать далее: Дурной глаз