мир магии
Materia magica
В этой главе представлен краткий обзор магических и медико-магических свойств, которые, как полагали, присущи животным и минеральным объектам, отличным от талисманов, описанных в предыдущей главе. Поскольку магические субстанции упоминаются во многих местах настоящей книги, здесь мы приводим минимальное количество отсылок; за более подробными сведениями читатель может обратиться к Указателю. Свойства драгоценных камней рассмотрены в главе 13, посвященной алхимии.
Травы, колдовство и яды
В этой книге не раз говорилось о тесной терминологической и концептуальной связи между магией, травами и ядами (правовые аспекты рассматриваются в главе 16). Однако в данном случае необходимо подытожить сказанное выше. Слово зелье в древнерусском языке означает трава; лекарство; магическое лекарственное средство; яд; слово потвор имеет значения ворожба и колдовство; вол-хвование, отравление, яд, зелье, трава. В этой семантической группе ключевым представляется греческое Фар/иахои, поскольку это слово постоянно используется в значениях яц, лекарство, магия и, вероятно, является первоисточником взаимосвязи терминов и понятий римского права и различных христианских традиций.
Изборник Святослава 1076 года содержит осуждение ворожбы, колдовства и отравительства, заимствованное из Апостольских постановлений (Constitutiones apostolorum, IV в.), очевидно, Рассматривавшееся как применимое и на Руси. В Житии Стефана Пермского (XV век) коми-зырянский жрец Пам-сотник назван волхв...отравником больший, а Домострой (памятник XVI века) порицает и чародейство, и зелейничество.
Как показывает пример с греческим словом, связь этих понятий очень древняя, и сохранилась она не только на Руси-в памятнике римского права Lex Cornelia de sicoriis упоминаются artibus odiosis tam venenis vel susurris magices homines occiderunt Bo II веке Апулей говорил об общности понятий carmina и venena. Высказывалось предположение, что здесь имеет место языковая связь: если слово venerium (яд) того же корня, что и имя богини Венеры, то его первоначальным значением могло быть любовное зелье. Послание Варнавы (II век) связывает магию и яды; Блаженный Августин описывает, как два жреца фараона, над которыми одержал верх Моисей, действовали с помощью veneficia и магических заклинаний, и при этом им помогали злые духи (De civitate Dei — О граде Божием,; Исидор Севильский и Беда Достопочтенный устанавливают такую же связь между колдовством и приготовлением зелий; а в одном из латинских епитимийников есть следующая глосса: Veneficio, id est maleficio quisque aut venenum aut herbas tribuit (отравление, то есть порча, которую приписывают яду или травам).
Вероятно, связь представлений о ядах и магии на Руси восходит к античным средиземноморским традициям; это может быть подтверждено тем фактом, что подобные свидетельства встречаются главным образом в церковных канонах или в текстах, написанных в среде духовенства, а отнюдь не в сводах гражданских законов XV—XVIII веков. Исключение составляет Морской устав (1720) Петра I, в котором чернокнижники и отравители, наряду с богохульниками, признаются преступниками, подлежащими смертной казни через сожжение; текст этого закона воспроизводит западноевропейские образцы.
Читать далее:
Травы и корни