мир магии
Волшебные кольца, жезлы, зеркала, книги, куклы
Магические кольца. Магические кольца достаточно часто фигурируют в книжности и фольклоре, часто как атрибут волшебников. Предание о чудесном перстне царя Соломона, при помощи которого он держал в подчинении демонов, очевидно, впервые упоминается в Иудейских древностях Иосифа Флавия (8.2.5). Известно оно и в славянской книжности, в частности в таком тексте, как Соломон и Китоврас (сам текст является переводом из Талмуда; слово Китоврас восходит к греч. хсутаиод); другой сюжет (очевидно, не такой распространенный): Соломон вырезает на перстне всю свою мудрость. Чудесное кольцо с талисманом и множество колец, усыпанных драгоценными камнями, которые обладают чудесными свойствами, — часть тайной премудрости. Согласно книге Secretum secretorum (Тайная тайных), достоверно известной в России с XVI века, эту премудрость Аристотель передал Александру Великому. В Повести о Еруслане Лазаревиче (XVII век), возможно опосредованно восходящей к Шахнаме Фирдоуси, герой добывает чудесный перстень, победив трехголового дракона. Хотя все приведенные примеры содержатся в переводной литературе, очевидно: представление о волшебном кольце глубоко вошло в русский фольклор. Достаточно сказать, что оно пародируется в двух непристойных сказочных сюжетах XIX века, записанных А.Н. Афанасьевым (Русские заветные сказки); в них крестьянин с помощью чудесного перстня может изменять длину своего пениса.
Более поздняя, чисто русская легенда — о перстне А.С. Пушкина, в котором, как считал поэт, был заключен его гений и который, вероятно, предназначался для передачи другому величайшему писателю России. Согласно еще одному популярному рассказу, царь Николай II получил от папы римского перстень с частицей Креста Господня, который должен был предохранить его от всякого зла, и никуда не выходил без него.
Как артефакты с магическими свойствами кольца присутствуют во многих русских народных верованиях. Например, считалось, что вода, пролитая через венчальное кольцо, обладает целебными свойствами, так же как и дождевая вода, собранная в грозу в кувшин, в который были помещены кольца. В тех гаданиях, при которых воск, свинец и т.п. льют в воду, а затем предсказывают по очертаниям получившихся отливок, иногда специально используется литье через кольцо. При определенных условиях молодая девушка, глядя через кольцо, могла увидеть будущего жениха.
В гаданиях по книге кольца могли использоваться в процедуре выбора. В древнем гадании дактиломантии подвешенное кольцо должно было ответить на вопрос, повернувшись в сторону определенного лица или буквы из числа начертанных по кругу. В русской версии, когда заколдованный обращался за помощью к колдуну; тот брал некое змеиное кольцо, подвешивал на женском волосе и ждал, когда оно начнет качаться. Направление, в котором оно качнется, укажет на злого колдуна, наславшего порчу.
Кольца использовались в гадательных играх, сопровождавших подблюдные песни на Новый год и Крещенье. Кольца и другие мелкие личные предметы клали в блюдо, затем накрывая его платком. После каждой песни наугад вынимали по одному кольцу, и его владелица толковала как предсказание своей судьбы слова песни, которая завершалась прорицанием.
В русских народных сказках волшебные кольца во многом сходны с кольцами в сказках других народов: с их помощью вызывают чудесных демонических помощников (как в переводном сказании о Соломоне, упомянутом выше); сбившемуся с пути они указывают верную дорогу; могут помочь превратиться в лошадь Запрещение магических колец содержится в сочинении Артикулы веры православных кафолических христиан митрополита Киевского Петра Могилы (XVII век).
Читать далее:
Волшебные палочки