мир магии
Гадания о предстоящем браке
В наше время, несомненно, чаще всего практикуются гадания о замужестве; они сохранились во многих областях России. Гадали, как правило, девушки, чтобы узнать, за кого они выйдут замуж, имя жениха, его имущественное положение, холост он или вдовец, внешность или сторону, откуда он появится. Участь незамужней крестьянки была незавидной, поскольку в экономическом и социальном плане ее рассматривали как обузу. Последнее гадание — о том, с какой стороны явится жених, — было особенно важным в условиях сельской общины. Оно могло указать на определенное лицо либо на другую деревню или город; в стране столь обширной, как Россия, они могли быть очень дальними, и это представляло предмет беспокойства. Наиболее подходящим временем для этого вида гадания были святки — двенадцать рождественских дней, описанные выше. Другим таким временем была троицкая неделя: русальная неделя, семицкая неделя, зеленые святки (см. ниже о предсказаниях по растениям). Популярны были также гадания накануне Иванова дня (дня летнего солнцеворота), на Покров (1 октября ст. ст.) и св. Андрея (30 ноября). Чтобы свести гадание на нет и подорвать шансы соперницы на замужество, участницы одной рождественской вечеринки выходили и забрасывали метлу или мутовку на крышу дома, где проходила другая вечеринка (вечернее собрание девушек, которое обычно посещали парни, как правило, под предлогом совместного шитья или прядения, но также с целью поддержать сердечные привязанности). Такое действие гарантировало, что никто из собравшихся в доме в этом году не выйдет замуж, и увеличивало шансы девушек из другого дома.
В.И. Даль приводит длинный, хотя и не очень обстоятельный, список девичьих гаданий, большая часть которых была в той или иной форме зафиксирована исследователями фольклора и местных обычаев. Я по большей части использовал материалы А. Балова для Ярославщины, Д.К. Зеленина — для Новгородчины, М.М. Зимина и В. Смирнова — для Костромского края, П.С. Ефи-менко — для Архангельского края, М.И. Иванова — для Тверского, Г.Г. Шаповаловой и Л.С. Лаврентьевой — для Поволжья, А. Макаренко и Р.П. Матвеевой — для Сибири, Н.Ф. Сумцова — Для Украины, Л.И. Минько — для Белоруссии. Из более общих работ назову А.Н. Афанасьева, А.Е. Бурцева, В.И. Даля, М. Забылина, И.П. Сахарова; на английском языке — У Р.С. Рэлстона. Сообщения этих писавших в разное время авторов неравноценны в том, что касается подробностей, достоверности и мастерства подачи сведений.
Гадание по форме вещества в жидкости
В канун Васильева дня растопленные олово, свинец, воск или яичный белок выливали в воду (иногда отмечается: в святую воду); предсказания делали в зависимости от того, какую форму принимали эти вещества. Видимо, так гадали представительницы всех социальных слоев, от крестьянки до царевны, хотя можно подозревать, что для многих это была всего лишь светская игра. Джон Паркинсон, преподаватель из Оксфорда, посетивший Россию в 1792—1794 годах, наблюдал такую картину: У графа Головкина, чтобы предсказать судьбу, лили свинец — суеверие, которому всегда предаются в канун Нового года. С этой же целью использовали и воск. В этот же вечер они предаются и некоторым другим суеверным действиям, которые у нас можно наблюдать в канун дня св. Марка Следует отметить, что эта ученая беспристрастность несколько необычна для иностранного путешественника, пишущего о России, — слишком часто они с презрением или насмешкой описывали практики, которые были широко распространены и у них на родине.
Некоторые русские авторы приводят перечни (по регионам России) таких, получавшихся в ходе гадания образов, наделявшихся определенным значением. Например, у И.П. Сахарова: церковь означает замужество для молодой женщины, но смерть — для пожилой; корабль под парусами означает возвращение мужа для замужней женщины, замужество в чужую деревню — для молодой девушки; если весь яичный белок опускается на дно, это предвещает смерть, пожар или иное несчастье; в гадании с металлами сторона, откуда поднимается пар, означает, в какой стороне расположен будущий дом. У М.М. Зимина: церковь означает замужество; конкретная церковь указывает на приход, к которому принадлежит будущий муж; крест означает тяжелую жизнь; печь предвещает печаль (игра слов: печь — печаль). У А. Балова: корона (венец) означает брак, гроб — смерть, телега — путешествие.
Слова, обозначающие эту практику и гадальщиков, зафиксированы у В.И. Даля: восколитие (см. воск), оловолей, оловолиятелъ, оловогадатель (см. олово). В.В. Набоков цитирует Требник 1639 года (Потребник, сборник молитв и священнодействий, совершаемых в особых случаях): в нем восколей и оловолей названы чародеями. Считалось, что все эти способы гаданий наиболее эффективны, если они совершаются в полночь в бане; в России для совершения серьезных гаданий чаще всего указывается именно это сочетание времени и места: отсюда и название настоящей книги. Практика литья воска или металла была очень широко распространена по всей Европе. В более изощренном варианте гадания с литьем олова получившийся слиток подносят к источнику света и интерпретируют очертания тени, которую он отбросит.
Гадание по теням, дыму или огню
Этот вид гаданий в различных вариантах известен по всему миру. Ниже перечисляются несколько способов, зафиксированных в России. Сложить веером листок тонкой бумаги, поставить вертикально и поднести огонь — по тени, отброшенной горелой бумагой, судят о будущем. Сторона, откуда появится будущий муж, может быть определена по направлению дыма от горящих сбритых волос. А.Н. Афанасьев описывает несколько способов гадания, связанных с огнем: поднести лучину к горящему угольку и подуть: если она загорится нескоро, то у мужа будет тяжелый характер; посмотреть, в какую сторону падает пепел с лучины, — оттуда будет будущий муж (Тамбовщи-на); налить воду в сковороду, пустить туда хлопки (клочки кудели) и поджечь: если хлопки загорятся с треском, муж будет ворчлив, если пропитаются водой — пьяницей; в ореховые скорлупки (по числу присутствующих девушек) вставить огарки свечи, поджечь их и пустить в чашку с водой: чья сгорит раньше, та быстрее выйдет замуж, а если чья-то скорлупка утонет, девушка умрет незамужней. Другой вариант: присвоить скорлупкам со свечами имена присутствующих девушек и парней: две плывущие рядом скорлупки парня и девушки предвещают брак.
Вызывание образа суженого
Широко распространенное гадание с зеркалом, особенно в бане в полночь, считалось наиболее надежным способом гадания о суженом. Удивительно, но оно пропущено у В.И. Даля в Пословицах русского народа; однако в своем Словаре он приводит выражение ей бы перед зеркальцем погадать в значении ей пора замуж.
Как отмечает Р.П. Матвеева, в Сибири считалось, что будущего мужа можно увидеть в зеркалах, во сне или через кольцо. Ф.Ф. Бо-лонев приводит вариант, отмеченный у сибирских старообрядцев: в погребе навести зеркало на кольцо и смотреть в него, пока не привидится образ жениха. А. Балов приводит несколько вариантов, в том числе такой: зеркало наводят на луну; если появится один образ, будущий муж — единственный ребенок в семье, если несколько — столько человек в его семье (вопрос немаловажный с точки зрения видов на наследство), причем, глядя в зеркало, нельзя моргать.
Современное описание этого способа гадания содержится, как ни странно, в мемуарах А.А. Громыко; оно нетипично, потому что его практикует мужчина (хотя известно, что на Севере, в Поморье, в бане гадали совместно девушки и парни). А.А. Громыко вспоминает, как в его детстве в Белоруссии молодежь гадала о будущем. Чтобы узнать брачные перспективы, следовало темной ночью с факелом и зеркалом отправиться в заброшенную избу или баню за деревней. Зеркало следовало поставить напротив открытой двери, и в полночь в нем появится образ суженого (суженой). Мемуарист в юности пробовал это гадание, но признается, что его нервы этого не выдержали Сходное описание приводит И.П. Сахаров.
Другой способ гадания с одним зеркалом предполагает, что девушка, глядя в зеркало, произносит: Суженый, ряженый! Приди ко мне поужинать. Зеркало затуманится; когда девушка протрет его, то увидит лицо будущего мужа, глядящего из-за ее левого плеча; но это — нечистый в образе жениха, и девушка должна сразу же закричать: Чур, наше место свято! (обычная защитительная формула), — и он исчезнет. В некоторых регионах считалось, что увиденный образ — это безымень, который может оказаться призраком самоубийцы или умершего насильственной смертью. (Приглашение демона отужинать, возможно, следует сопоставить с другими обрядовыми рождественскими приглашениями, особенно в некоторых областях Белоруссии и Украины, адресованными демонам, привидениям, явлениям природы, диким животным и птицам, а также Господу и Богородице и призванными обеспечить удачу, хороший урожай и тому подобное в будущем году.)
В Костромском крае известно групповое гадание: деревенские девушки ночью отправлялись в летнюю баню за деревней, снимали пояса и кресты, распускали волосы и расстегивали все пуговицы; одна девушка становилась в центр очерченного круга, а остальные по очереди, глядя в зеркало, произносили: Придите, сорок чертей с чертенятами, из-под пеньев, из-под кореньев и из других мест. Если черт показывался до пояса, его следовало немедленно прогнать, а если целиком, то существовала опасность, что он последует за девушкой домой. Сходный способ гадания с двумя зеркалами: поставить зеркала — одно напротив другого (наводя их так, чтобы образовалась своеобразная анфилада), со свечами с двух сторон, сесть между ними и ждать, пока не покажется суженый. В более сложном варианте гадальщица должна закрыть ставни, снять крест, положить его под пяту и в одной рубахе сидеть до полуночи, пока не увидит будущего мужа или гроб. На Новгород-чине в качестве подставки для зеркала на печь клали хомут. Девушке следовало пригласить суженого посмотреться в зеркало. В зеркале она могла увидеть в избе членов семьи будущего мужа. Опознав жениха, требовалось зачураться от привидения.
На двух народных лубочных картинках (стр. 157 и 158) представлены варианты гадания с зеркалом. Текст к рис. на стр. 157 приведен ниже в разделе о гаданиях с использованием животных, на рис. на стр. 158 читается стихотворный текст:
Наступает Новый Год, Сколько новых с ним забот. В полночь девица встает, Рукой трепетной берет С собой зеркало она Со свечами и одна В нем желает увидать, Кто ей будет обладать. Не боясь ничуть греха, Видеть хочет жениха. И не думая о том, Что свиданье с женихом Прежде срока и часа Запрещают небеса, Жениха себе ждала. Что же вышло? Не к венцу Это призрак — к мертвецу Но оставим мы таких И посмотрим на других... (не закончено)
Вместо зеркала могла использоваться вода. Девушки постарше садились около проруби. Если в этом году кому-то суждено выйти замуж, она увидит в воде отражение лица суженого; если же услышит шум подо льдом, останется незамужней. В Белоруссии в Страстной четверг девушки до зари отправлялись к реке; там они Должны были посмотреть в воду, попросить реку отнести их мысли по течению и трижды плюнуть. После этого явится образ суженого. Стаканы и кувшины с водой тоже подходят для гадания, особенно если бросить туда кольцо.
Сходный способ, но без зеркала состоял в том, что накрывали стол (но прибор не клали), запирали дверь и приглашали будущего мужа отужинать. Когда он являлся, девушка должна была сидеть тихо, пока он не сядет, а затем спросить его имя. Он его назовет и вытащит некий предмет из кармана. Потом девушка должна произнести заговор; видение исчезало, оставив ей этот предмет. Как можно предположить, нож не клали потому, что железо неблагоприятно для магии.
Такие способы считались связанными с нечистой силой, иногда они описывались как страшные. Возможно, это связано с представлением старообрядцев (отраженным в книге XVIII века ) о том, что зеркало — дьявольское изобретение.
Описанные способы гадания широко известны и за пределами России. Например, они зафиксированы в Македонии (как гадание во время летнего солнцестояния), в Шотландии (в праздник Хэл-лоуин), в Англии, Германии. А. Халлькранц опубликовал фотографию девушки-финки (1900 года), гадающей перед зеркалом. Любопытная вариация этого обычая зафиксирована Белоусовым: в современной России школьники, в основном девочки, верят, что с помощью зеркала можно вызвать духов, которые дадут ответы на школьные задания или помогут во время экзаменов. Эти духи — пиковая дама из одноименной повести А.С. Пушкина, фольклорные гном, Баба-яга, золотая рыбка и дедушка Ленин. Там же в новаторской статье А.Л. Топоркова исследуется в этой связи специфика роли пиковой дамы.
(О гадании с петухом и зеркалом одновременно см. в разделе о предсказаниях с помощью животных. Дальнейшее рассмотрение темы зеркала)
Читать далее:
Вещие сны и видения.