магия

Власть и насилие

Мы подошли к ключевому моменту этой главы — настало время поговорить о насилии как непременном атрибуте магии власти.

Насилие более непосредственно, чем власть. Наиболее животные проявления человеческой природы связаны именно с физическим насилием. Насилие — это овладение добычей и ее поедание. Если же насилие перестает быть мгновенным действием и приобретает временное измерение, оно преобразуется и становится властью.

Не думайте, что, став стабильной, власть забыла о своей древней природе: когда возникает нужда в быстром принятии решений, власть не раздумывая прибегает к самому грубому насилию — физическому, экономическому или моральному.

Власть и масса — это кошка и мышь. Поймав мышь, кошка подвергла ее насилию. Но сейчас у кошки нет аппетита, и она начинает играть с серой пленницей. Это и есть момент рождения власти из насилия. Кошка имеет свою сферу власти — дистанцию, на которую можно отпустить мышь, не боясь, что та убежит. Игра с мышью может продолжаться очень долго, и закончится она смертью — думаю, вы догадываетесь, чьей.

Итак, у власти достаточно пространства и времени, чтобы поиграть с подданными.

Чтобы избавиться от унизительного ощущения своей полной подвластности, толпа стремится обожествить власть. Это необходимо самой толпе, чтобы сохранить остатки собственного достоинства, но это еще более необходимо властителю — религиозное поклонение власти цементирует власть. Таков же (с небольшим сдвигом объекта поклонения) механизм религиозного подчинения.

Толпа преувеличивает значение законов государства и значение религиозных обрядов. Толпа жаждет ощутить насилие над собой со стороны властителя — так она доказывает себе значительность собственных переживаний.

Цель власти — создание верующего-воина, для которого наиболее полным проявлением жизни является битва, который даже в мирное время чувствует себя ее участником.

Читать далее:    Власть и стремительность