Интересно
Охота на ведьм
Церковь всегда преследовала людей, которые занимались «не богоугодными делами», проще говоря – колдовством. С самого основания церкви как института крамолой считалось любое инакомыслие или род деятельности, связанный с силами природы, разума, магии или другими непознанными субстанциями. Особо широко развернулась охота на ведьм в конце XV – середине XVII веков, и больше всех «прославились» на ниве сожжения ведьм испанские церковники. Только по делам так называемых баскских ведьм в начале XVII века за год проходило около семи тысяч человек.
Как правило, дела подозреваемых в колдовстве рассматривал церковный суд – так называемая инквизиция. Однако некоторые особо громкие дела разбирались особыми комиссиями (известно т.н. дело о ядах, которое рассматривал специально созванный для этого светский суд). Частенько добропорядочные католики устраивали самосуд над теми, кого подозревали в колдовстве, и без зазрения совести «линчевали» подозрительных людей. Инквизиторы же колдунов наказывали штрафами и конфискацией имущества, но чаще всё же приговаривали к смертной казни.
Инквизиция в Средневековой Европе.
До XIII века отношение к колдунам и ведьмам в Европе было относительно лояльным. И, так называемой, охоты на ведьм еще не было. На еретика накладывали епитимью, отлучали от церкви и всячески пугали карой Божией. То есть по сути колдунов наказывали не за то, что согрешили и отступились от веры, а за то, что поддались искушению дьявола и не удержались от греха. Однако уже в XIV веке процент дел, доходивший до суда, значительно увеличился. Началась настоящая охота на ведьм. Именно тогда светский суд начал приговаривать к смертной казни людей, которые никому не причинили никакого вреда и ущерба – просто за «неугодную идеологию». Инквизиция сначала этими делами не занималась, однако после указа папы Александра IV все дела, касающиеся ереси, передали церковникам.
Булла папы Иннокентия VIII, выпущенная в 1484 году, окончательно изменила вектор интереса инквизиции. Вопросы религиозного толка отныне никого не интересовали; зато охота на ведьм была доведена до абсурда. Отныне никто из тех, кто знал больше, чем полагается, и делал то, что другим казалось странным, не мог чувствовать себя в безопасности. Более того – это был отличный способ оклеветать неугодного соседа или конкурента по «бизнесу», и даже если человек был невиновен, доказать этого он, как правило, не мог. За 150 лет в Европе к сожжению на кострах по обвинению в колдовстве было приговорено более тридцати тысяч человек. А в городе Кельне, к примеру, колдуном был каждый третий – дошло до того, что подобную «охоту на ведьм» осудил лично папа Римский. Да что тут говорить, если сжигали даже маленьких девочек в возрасте от семи до десяти лет (был и такой случай массового сожжения). В Лотарингии за пятнадцать лет сожгли девятьсот женщин, в Фульде – семьсот. А палач, который «занимался» ведьмами, в самый «неудачный» год зарабатывал более ста пятидесяти таллеров, что по меркам шестнадцатого века было не просто хорошо, а очень хорошо.
Охота на ведьм была настолько сильно развита, что дело дошло до того, что тот, кто доносил на другого, сам мог запросто оказаться под подозрением. На суд в качестве свидетелей вызывали абсолютно всех, даже асоциальных элементов, даже преступников, каторжников и лишённых прав людей. Доносчик отнюдь не был в безопасности: он сам мог быть обвинён в пособничестве, содействии и укрывательстве. В итоге в 1630 году магистрат Страсбурга издал закон, ограничивающий и регламентирующий доносы, основываясь на том, что скоро не останется ни одного человека, которого бы ни в чём не подозревали. И тогда бы охота на ведьм превратилась бы просто в охоту на людей.
Следственные методы, описанные в знаменитой книги «Молот ведьм», включали в себя доносы, подслушивание, подглядывание, клевету, провокации. По сути это было наглядное пособие для новичков-инквизиторов. Впервые выпущенное двумя монахами Шпренгером и Инститорисом, это произведение стало настолько популярным, что его тиражи и объём продаж превышали аналогичные показатели по Библии. Жесточайшие пытки, навсегда вошедшие в историю, были обычным делом. Имущество подследственного целиком и полностью подлежало конфискации (из него оплачивались расходы следствия и казнь), а самого его ожидала мучительная смерть на костре («аутодафе»). Охота на ведьм стала будто бы основной целью в жизни инквизиторов.
У протестантов всё было не так плохо и страшно, как у католиков: инквизиция отсутствовала как класс, и «охота на ведьм» шла в светских судах. Однако, несмотря на это, даже Америку не миновала чаша сия: нашумевший процесс над Салемскими ведьмами унёс жизни двадцати двух женщин, обвинённых в колдовстве.
Бесчеловечная охота на ведьм и колдунов прекратились только в XVIII веке. В 1782 году в Швейцарии состоялось последнее аутодафе в Европе. Страшно представить, сколько безвинных людей погибло в огне по прихоти инквизиторов.
Читать далее:
Цвета ауры