хирософия

Хирософия и педагогика

Беседа первая

Все любящие родители, конечно, не раз замечали, что у детей со сходными характерами и наклонностями руки также сходны по величине, форме и линиям на ладони. После всего сказанного о тесной связи между характером человека и определенной формой его рук это явление не может не привлечь к себе внимание мыслящего воспитателя. Человек, знакомый с принципами хирософии, по руке ребенка, как по раскрытой книге, может читать о его склонностях, способностях, характере и в соответствии с ними направлять его воспитание в ту или иную сторону. Уже у новорожденного кисть руки совершенно развита; только пальчики его не пригодны для дела, а потому сложены в кулачок и остаются в этом положении до тех пор, пока не начнут проявляться первые признаки пробуждения сознания. Как только приблизится этот момент это случится, когда ребенок начнет узнавать окружающих, маленькие кулачки открываются, пальчики распрямляются и сознательно тянутся к тому или иному предмету. Раскрывая осторожно кулачки новорожденного, мы видим, что на ладонях его уже есть четкие линии; они увеличиваются вместе с рукой ребенка и до конца жизни почти не меняют своей формы, за исключением тех случаев, когда в известные периоды жизни меняется характер человека. Наблюдения приводят нас к заключению, что поскольку каждому новорожденному с самого момента появления на свет присуща характерная форма руки, то, следовательно, форма эта есть прирожденное свойство каждого человека. Она, подобно линиям руки, не подвергается никаким существенным изменениям во время развития человеческого тела. Поэтому всякий мыслящий человек поймет и без многочисленных доводов, как важно знать законы, на основании которых отец, мать или воспитатель могут правильно распознать характер ребенка, его душевные качества и наклонности. Знание этих законов так важно для воспитания детей, а также для определения их призвания, что никто из разумных родителей, а тем более из воспитателей или учителей, не должен пренебрегать теми методами, какие дает им в распоряжение хирософия. Если сами они не имеют возможности ближе ознакомиться с принципами хирософии, их прямой долг обратиться к опытному хироманту-диагносту. Последний, осмотрев руку ребенка, укажет им надлежащий путь, которого следует придерживаться при его воспитании. В дальнейших беседах мы постараемся детально изложить нашим читателям значение хиросо-фии для понимания характера ребенка. Просим их внимательно прочесть то, что там будет изложено. Это не составит большого труда, а между тем, надеемся, они будут вполне вознаграждены, ибо это даст возможность применить на практике простые правила хирософии.

Беседа вторая

Мы уже говорили о том, что большой палец с точки зрения хирософии имеет наиболее важное значение. Рука без большого пальца столь же несовершенное орудие, как самый пылкий, изобретательный ум без воли, логики и решимости. Большой палец является именно представителем этих трех в высшей степени важных качеств, а потому мы с него и начинаем. Означенным трем элементам человеческого сознания: воле, логике и решимости соответствуют три сустава большого пальца. Преобладающее развитие того или другого из этих суставов служит поэтому лучшим ориентиром для выявления упомянутых свойств характера. Это заставляет нас подвергнуть особому рассмотрению каждый из трех суставов в отдельности. Просим извинения, если местами нам придется повторить кое-что из сказанного в первых двух частях нашей книги. Дарпентиньи считает ногтевой сустав большого пальца выражением изобретательности, решимости, инициативы; средний сустав символом логики, а нижний признаком разумной воли. Детская рука, в которой мы замечаем равномерное развитие всех трех суставов большого пальца, указывает на то, что данный ребенок одарен логикой и инициативой, которым в равной степени соответствует и разумная воля. Но если суставы эти развиты неравномерно, т. е. один из них больше, а другие меньше, то это значит, что и ребенок, в свою очередь, одарен только одним из этих качеств. Воспитатель ребенка в таком случае должен стараться развить или усилить менее выраженные способности и ослабить преобладающие, чтобы добиться нормального равновесия свойств характера. Так, например, узкий, прямой, тонкий и короткий ногтевой сустав указывает на то, что у ребенка очень плохо развита решительность, что он склонен к безусловному подчинению чужому мнению, что в жизни он будет мучиться сомнениями; это обстоятельство при неэффективном воспитании может привести к полному моральному упадку. У такого ребенка обыкновенно сильнее всего бывает развит второй, средний, сустав большого пальца, а значит, и соответствующие этому качества. Какая перспектива открывается перед мыслящим отцом или воспитателем, если он сумеет развить надлежащим образом означенные качества? Речь здесь идет о том, чтобы усилить самосознание ребенка, ослабить его наклонность к подчинению и развить его волю. Большой палец маленьких размеров, худой и недостаточно развитый тоже указывает на нерешительный характер ребенка, который в самых обыкновенных случаях будет колебаться, как тростинка от дуновения ветра, ибо все основано у него на чувстве и инстинкте, а не на доводах рассудка. Такой палец встречается у мальчиков реже, нежели у девочек; он указывает на то, что с наступлением зрелого возраста у данного ребенка может появиться целый ряд самых безумных прихотей, с которыми придется считаться не только родителям и воспитателям, но, чего доброго, пожалуй, и врачам. При склонности к легкомысленному и необдуманному подчинению первому чувству девочки этого типа отличаются обыкновенно ласковым, привязчивым характером, хотя и склонны к легкомысленным поступкам и необдуманным порывам. Имея возможность узнать наклонности задолго до наступления опасного периода, родители могут успешно предотвратить опасность, грозящую этим, в сущности, очень хорошим детям.

Большой палец крупных размеров указывает, на преобладание разума над чувством. Такие дети ищут уединения, избегают товарищеских игр они живут не чувством, а разумом. Уместно именно здесь сказать несколько слов относительно будущего трудового поприща: детей с большим пальцем маленьких размеров не следует настраивать на профессии, требующие большого энтузиазма и самостоятельности, на руководящую работу, ибо вследствие преобладающего в них чувства они будут плохо чувствовать себя на таком посту и окажутся не в состоянии следовать установленным требованиям. Противоположность этим детям представляют собой дети с большим пальцем крупных размеров: они как нельзя лучше подходят к тем профессиональным сферам, где нужен человек с трезвым умом и сильный духом, энергичный и самостоятельно мыслящий.

Беседа третья

Перейдем теперь к характеристике детей по форме остальных пальцев, которые могут быть коническими, угловатыми и лопатовидными. У детей мы встречаем еще булавовидную форму пальцев, о которой речь будет ниже. Эта классификация основана на форме верхнего, ногтевого, сустава. Если же классифицировать пальцы по тому, насколько выдаются наружу сочленения отдельных суставов, то пальцы разделяются на гладкие и узловатые. Последние, кроме того, бывают одноузлые и двуузлые. Ребенок с коническими пальцами, которые обычно бывают совершенно гладкими, приносит с собой в мир ясно выраженную решительно при всех обстоятельствах жизни склонность к искусству, а часто и большой талант. Поэтому, воспитывая такого ребенка, следует тщательно обращать внимание на его ранимую, артистическую натуру. С другой стороны, надо помнить, что людям с подобными пальцами почти всегда бывают свойственны такие черты характера, которые отнюдь не следует развивать, а напротив, следует сдерживать. Если их не сдерживать, они могут привести к развитию самых разных недостатков: легкомыслия, чрезмерной чувственности, безрассудства, надменности, жажды наслаждений и самовлюбленности. Свойства эти в детях с гладкими коническими пальцами становятся заметны уже в самом раннем возрасте: они постоянно дают повод к неприятным столкновениям с товарищами по школе; весьма важно поэтому своевременно их обуздать, а строгим и разумным воспитанием стараться нравственно воздействовать на врожденную чувственность этих детей и на жажду ими наслаждений, как на качества, влекущие за собой наибольший вред. Совсем заглушить такие врожденные наклонности, конечно, невозможно, как нельзя изменить и прирожденную форму пальцев; но, заложив в ребенке твердые нравственные устои, вы тем самым создадите противовес, который удержит его от порывов вредных страстей. Другая типичная форма пальцев угловатая характеризует детей-педантов. Они бывают хорошими учениками, аккуратно посещают школу, никогда не опаздывают и тщательно готовят уроки. У таких детей следует развивать стремление к обществу, так как они склонны сторониться людей. Имея все данные для того, чтобы стать уважаемыми, почитаемыми людьми, они в обществе оказываются скучными, беспомощными и неловкими. Все уважают и ценят их, но редко кто любит. Умные родители и воспитатели, развивая в детях общительность, могут избавить своих детей от тех ошибок, которые в зрелые годы их жизни причинили бы им много вреда и горя. Дети с лопатовидными пальцами более расположены к торговле и ремеслам, нежели к науке; они больше работают, нежели рассуждают. Это люди практики, а не теории, они любят все применять на деле, а не теоретизировать. Дети с такими пальцами имеют некоторые общие признаки с детьми, у которых угловатые пальцы; они тоже больше склонны к материальному, осязательному, тогда как дети с коническими пальцами живут преимущественно в области прекрасного, идеального. Чтобы из детей с угловатыми и лопатовидны-ми пальцами не вышли люди, стремящиеся исключительно к практическим целям, в них надо пробудить чувства, хотя это очень непросто. И постоянно следует помнить, что дети с угловатыми и лопатовидными пальцами призваны быть техниками, учеными и, пожалуй, ремесленниками-мастерами, если только ничто не помешает естественным наклонностям. Булавовидные пальцы по форме своей приближаются к лопатовидным, от которых они отличаются тем, что самая широкая часть их оконечности лежит не на пограничной линии между ногтевым и средним суставом, а ближе к середине ногтевого. О детях с такими пальцами можно сказать, что они обладают стремлением к физическому и умственному прогрессу, что они отличаются склонностью к независимости, часто обладают талантом к открытиям в области механики, наконец, они страстные любители животных, хорошие всадники, жокеи и т. д.

Главным условием при воспитании таких детей должно быть стремление ослабить их слишком сильную насклонность к независимости и умерить их безрассудную отвагу. Гладкие пальцы ребенка указывают на такие же его свойства, как и конические. Если пальцы ребенка не только конические, но одновременно с этим и гладкие, это служит несомненным доказательством того, что ребенок обладает всеми упомянутыми выше наклонностями, талантами и недостатками в еще большей степени. И как бы ни была определенна та цель, к которой такие люди стремятся инстинктивно, они всегда будут поступать скорее по вдохновению, а не по разуму и предпочтут синтез, а не анализ. Среди узловатых пальцев различают одноуз-лые и двуузлые; есть узлы, указывающие на преобладание духовного, и узлы, указывающие на преобладание материального. Они находятся соответственно на тех сочленениях, которые соединяют первые суставы пальцев со вторыми, и там, где средний сустав соединяется с корневым. Узлы второго порядка часто встречаются без узлов первого, но никогда не бывает, чтобы они отсутствовали, если есть узлы, указывающие на преобладание духовного. Это объясняется тем, что материальное неприменно должно быть свойственно и тем лицам, у которых преобладает духовное; и наоборот, вполне возможно представить материалистов, совершенно лишенных духовных интересов. Поэтому всегда следует обращать внимание на то, гладкие или узловатые пальцы у ребенка, одноузлые они или двуузлые и какое именно значение имеют замеченные узлы. Мы говорили уже о том, чего надо придерживаться при воспитании ребенка с гладкими пальцами, и нам остается только сделать несколько замечаний относительно узловатых пальцев. Узловатые пальцы всегда служат признаком созерцательного ума, склонного к размышлению и пытливого. При воспитании ребенка с такими пальцами надо с удвоенной энергией влиять на развитие практической стороны, ибо ум его уже сам по себе стремится к созерцательной, теоретической работе мысли.

Беседа четвертая

От внимательного наблюдателя не может ускользнуть тот факт, что не все руки, если до них дотронуться, вызывают в нас одно и то же ощущение: одна рука бывает твердая, холодная, неприятная на ощупь, другая мягкая и теплая, третья влажная и холодная, четвертая влажная и теплая и т. д. Все это для хироманта имеет известное значение при исследовании того или другого ребенка. Помимо того заключения, которое мы можем вывести о здоровье последнего, следует обратить внимание на ту связь, которая существует между плотностью руки и духовным строем ребенка, а также его характером, так как плотность руки имеет существенное значение в ряду хирософских признаков. Рассмотрим прежде всего два главных свойства руки твердость и мягкость. Мягкая детская рука, которая при дотрагива-нии до нее дает такое ощущение, как будто бы в ней совсем нет костной основы, всегда служит признаком спокойного, кроткого и крайне уступчивого нрава, тогда как твердая, плотная рука указывает на твердую волю и непреклонный характер. Не следует при этом упускать из виду, что детские руки, в раннем детстве особенно, всегда бывают мягче, нежели потом станут у взрослых, но при известной доле внимания и наблюдательности вы всегда найдете между ними разницу. Главная задача воспитания заключается в том, чтобы обеспечить детям с мягкими руками ласковое обхождение, которое для них значимее, чем для детей с твердыми руками, но при этом при воспитании первых следует обращать внимание на развитие воли, а при воспитании вторых рекомендуется путем строгости, а если вы имеете дело с умными, но раздраженными детьми, то путем разумного рассуждения, сломить их упрямство, иначе оно может легко развиться в упорство. Мягким детским рукам соответствуют и другие качества: равнодушие, доверчивость, добродушие, веселый нрав, любовь к беседе, сонливая лень и скорее нежность, нежели глубина чувства. Детям с твердыми руками свойственны: тщеславие, эгоизм, самомнение, большая физическая сила, способность быстро принимать решения, логика, одним словом, преобладание разума над чувством. Благоразумный учитель или воспитатель будет, сообразно качествам ребенка с твердыми руками, менее хвалить его и менее потворствовать ему, нежели ребенку с мягкими руками, пытаясь тем самым, с одной стороны, ослабить тщеславие и самомнение, а с другой уменьшить приниженность и недостаток самоуважения. У первых следует возбуждать деятельность чувства, у вторых несколько подавлять их и стараться вызвать подъем духа. Весьма важно обращать, кроме того, внимание на то, какие пальцы имеет мягкая или твердая рука: угловатые, конические или лопатовидные, так как форма пальцев накладывает определенный отпечаток на такую руку. Так, например, ребенок с большими и лопатовидными, но в то же время мягкими руками редко бывает склонен к самостоятельной деятельности, а больше любит следить за деятельностью других. Такие дети охотно следят за играми других людей, но не принимают в них участия. Таким же образом ведут себя они и сделавшись взрослыми.

Читать далее: Беседа пятая