Фен-шуй

Параллели с фен-шуй

Итак, по этой причине древние китайцы были очень осторож ны в отношении захоронений своих предков, а также поселения живых духов места. Знатокам классической греко-римской культуры это уже известно. С одной стороны, у китайцев есть ти-ци — ровное и гармонично текущее жизненное дыхание земли, с другой стороны, нам известно понятие Дух места — genius loci . Это понятие описывает не что иное, как действующую в определенном — святом — месте силу. Как и в Китае, где при постройке дома в качестве идеального места было обязательно наличие Дракона и Тигра по обе стороны дома, Черепахи позади дома и Феникса со стороны фасада, так и в Древней Греции при постройке храмов уделялось большое внимание внешним условиям. Когда греки планировали постройку храма, они выбирали такие формы ландшафта, кото рые напоминали бы человеческое тело — это могло быть сход ство с женской грудью или мужскими гениталиями. Итак, здесь также есть параллели с фен-шуй.

Когда ты приближаешься к роще, выделяющейся много численными старыми и необычно высокими деревьями, и тень перекрывающих друг друга ветвей напоминает небосвод — вы сота деревьев, таинственная темнота, — восхищение такой явно плотной и ничем не нарушенной тенью вызывает в тебе веру в божество. А там, где глубокий грот, не человеком со зданный, а углубленный силами природы, скрывается под на висшими скалами в горе, душа потрясена догадкой о божестве... Это не цитата старого мастера фен-шуй. Это пишет в своем письме римский философ Сенека, воспитатель импе ратора Нерона, позже покончивший жизнь самоубийством по приказу своего воспитанника — правителя, также постоянно нарушавшего божественный порядок и гармонию и поэтому ушедшего из жизни насильственным образом.

Этот маленький экскурс и западную культуру должен про демонстрировать, что при чуждости древней китайской культуры при более близком рассмотрении в ней можно найти общие корни с нашей западной культурой.

Но не следует забывать и о различиях, которые объясняют ся отличием в нашем сознании.

Ведь в нас, жителях Европы, по-прежнему живут воспоми нания о нашем первом жилище в начале развития человечества. Десятки тысяч лет в эпоху ледникового периода убежищем нам служили пещеры. Враждебная природа должна была оставаться снаружи, поэтому не было окон, которые открывали бы вид на окружающее пространство, вход был закрыт шкурами животных. Если мы сегодня посмотрим вокруг, нам станет понятно, что пещерное сознание по-прежнему оказывает влияние на нашу западную архитектуру с ее многочисленными землянками. Внутренний и внешний мир строго разделены . И мно гие чувствуют себя по-настоящему дома лишь тогда, когда опустят шторы.

Совсем иначе обстоит дело у китайцев. Они не обустраивали, как мы, сначала дом, а закладывали сад, в котором потом размещали свой дом так, как размещают в нем растения. Строгое деление на внутреннее и внешнее не знакомо китайцам. В первую очередь это объясняется мягким климатом. Но есть и другие объяснения: когда мы, европейцы, жили в пещерах и хранили в них наши запасы, китайцы находились уже на более высоком уровне культурного развития. Есть подтверждения, что в Китае задолго до нашего каменного века сооружались искусные дома из бамбука. Итак, с самого начала китайцы строили свое жилище в согла сии с природой.

И еще одно отличие: конечно, мы восхищаемся по праву высокой культурой греков. Однако нам многое известно лишь по отзывам древних авторов: так, благодаря им мы знаем, что у греков, например, музыка считалась матерью, царицей всех искусств. Их храмы и дворцы воздвигались согласно опреде ленной тональной последовательности. Гете очень точно отме тил это в одном из своих стихотворений: Ландшафт колонн, триглифы — все звучит, мне кажется, весь храм поет. Однако нам сегодня абсолютно ничего не известно о музыке греков, до нас не дошла ни одна мелодия. И поэтому мы практически ничего не понимаем в их культуре, ибо нам не знакома их музыка. Иначе обстоит дело с китайцами. Тысячелетиями, даже во времена гражданских войн, они постоянно считали себя одним народом, который жил устными преданиями и очень рано развившимся письмом. И поскольку китайцы, как мы уже упоминали, с их культом предков жили больше прошлым, чем прочие народы, они тщательно собирали все свидетельства давно прошедших времен.

Император Китая Цинь Ши-хуанди около 200 года до н. э. унифицировал письмо. С тех времен и сохранились все свиде тельства истории, культуры, науки, а значит, и все о фен-шуй в разные эпохи Китая.

Читать далее: Пять мифических императоров и китайские династии