астрология времени

В чем состоят особенности каждой из них?

Астрология думающая исходит из существования объективной реальности то есть общепринятого понимания пространства и времени, доминанты сознания как в выборе астрологического инструментария, так и в подходе к тому материалу, с которым она имеет дело. Она характерна для натальной астрологии, успех которой обеспечивает сознательная работа астролога, предполагающего, что гороскоп содержит в себе всю необходимую информацию для консультирования клиента, и, таким образом, соответствие практических возможностей астролога и ожиданий клиента. Однако, думается, что не существует практикующего или ведущего исследовательскую деятельность астролога, который не ощутил бы предела возможностей астрологии думающей и не попытался бы какимто образом обратиться к астрологии чувствующей.

Астрология чувствующая имеет совершенно иной язык, который не позволяет логично описать характерные для нее принципы работы, однако можно сказать, что в этом случае осуществляется попытка обращения к подсознанию как самого астролога, так и того материала, на который обращены его усилия. Астрологии чувствующей недостаточно использования натальной карты как способа получения информации об объекте для описания объективной реальности, в которой существует волнующая его проблема, и прогноза развития событий; она является для него способом взаимодействия с необъективной реальностью. Необходимость чувствования, а не понимания при том, что ученые стремятся, как правило, не доверять чувствам, хотя на практике эксплуатируют их достаточно эффективно, существенно ослабляет позиции астрологии, да и не только ее. Вот размышления Исаака Ньютона по поводу открытия им закона всемирного тяготения: До сих пор я изъяснял небесные явления и приливы морей на основе силы тяготения, но я не указывал причины самого тяготения. Причину этих свойств силы тяготения я до сих пор не мог вывести из явлений, гипотез же я не измышляю. Все же, что не выводится из явлений, должно называться гипотезой; гипотезам же метафизическим, скрытым свойствам, не место в экспериментальной философии. Потом, поостыв относительно странных и непостижимых рациональным умом причин открытого им явления, Ньютон заключает: Довольно того, что тяготение на самом деле существует... Видимо, так уж устроен человек, что, имея представление о своих сильных и слабых качествах, ему проще всего забыть о вторых, а не стараться их преодолеть и развить. До тех пор, пока астрология работает в зоне рациональной похожести на другие науки, астрономии, она не вызывает неприятия. Что же касается астрологии чувствующей, способной вывести на понимание закономерностей общественного развития и вписать судьбу отдельного человека во время через политические игры правителей, кризисы и войны, взрываемые террористами дома, она пока мало понятна и потому мало популярна даже у самих астрологов. Именно по этой же причине астрология на протяжении веков и тысячелетий теряла свои лучшие кадры, которые оказывались разочарованы результатами астрологических опытов; вспомним хотя бы уже упомянутого Августина Блаженного или Галилео Галилея, Иоганна Кеплера, терзаемых противоречивыми чувствами. Структурирование и систематизация методов работы астрологии чувствующей крайне трудная проблема, но именно ее решение составляет цель данной работы вообще и трех начальных глав в частности. Подчеркнем еще раз: опыт психологов, активно работавших с подсознательными структурами человеческой психики (Зигмунда Фрейда, Карла Юнга, Густава Фехнера, Станислава Грофа и других), убеждает в том, что использование астрологии чувствующей содержит определенную опасность, которая связана с обращением к собственному подсознанию и тем более к коллективному бессознательному. В том случае, если исследуются исторические процессы, астролог, по всей видимости, в большей мере имеет дело именно с коллективным бессознательным, и до тех пор, пока он не найдет способа общения с ним, приемы и методы астрологии думающей будут эффективны до известного предела но дальше него докажут свое абсолютное бессилие. Силой своего влияния Луна заставляет существовать мировую историю в режиме устойчивого хаоса. Ее принцип изменчивости доминирует в мировой истории над всеми остальными и именно он разрушает причинноследственные связи, обеспечивающие видимую, внешнюю связь одного события с другим. Астрологи древности, понимая принципиальное различие между натальной и мунданной астрологией, мудро запечатлели в последней название Луны (Moon Луна). Интересно, что в немецком языке Луна имеет мужской род (fife/Mond) и является воплощением мужского, активного начала; лишая человеческое существование стабильности, она заставляет человека действовать, а события происходить. Это опятьтаки восходит к древней мифологии, где Луна выступает как богиня трех дорог, воплотившая в себе сразу три аспекта времени прошлое, настоящее и будущее, и таким образом установившая чрезвычайно сложные и меняющиеся во времени законы человеческой эволюции. Можно предположить, что, поскольку Луна отвечает за биологические процессы и проблемы наследственности, мунданная астрология основывается на внутренней генетической взаимосвязи предыдущих и последующих общественных событий и предполагает работу с необъективной реальностью. И, напротив, Солнце, которое в немецком языке имеет женский род (die Sonne), сообщает явлениям внутреннюю устойчивость, фиксирует положение вещей, и потому символизирует пассивность, женское начало, подчеркивает внимание к ценности настоящего и человеческой индивидуальности в мире объективной реальности как таковой. Существует еще одно косвенное доказательство того, что Луна, согласно эзотерическим концепциям управляющая растительным царством, поднимается до высших уровней управления пространством и временем. В культовых литературных источниках, священных писаниях великих мировых религий в качестве символа соприкосновения человека и высшей силы часто выступает дерево. Так, в Книге Откровения говорится о Дереве Жизни по обе стороны реки, двенадцать раз приносящем плоды, на каждый месяц свой плод, и листья этого Дерева для исцеления народов; сама же река отображает течение времени. Изгнанию архетипического человека Адама из Эдема предшествовало событие, связанное с деревом: он вкусил плод с Древа Познания Добра и Зла и обрел сознание, но лишился бессмертия. И Древо Жизни, способное вернуть бессмертие, но оставшееся в Эдеме, представляет собой его цель и завершение пути. Существует легенда, что одна из сивилл (слово сивилла обозначает посредницу между двумя реальностями, в экстазе вещавшую тайны будущего или помогавшую искателю совершить нисхождение в землю мертвых) писала свои пророчества на листьях пальмового дерева и раскладывала их по полу пещеры. Когда ктолибо входил, порыв ветра перемешивал их так, что посторонний человек не мог восстановить смысл написанного. В окончательном виде эти записи составили девять книг и сивилла предложила купить книги одному из римских царей; когда же он отказался, она сожгла три книги и повторила свое предложение. Снова получив отказ, сивилла сожгла еще три книги. Тогда советники царя уговорили его купить три уцелевшие книги; в период правления императора Августа Октавиана сгоревшие книги были восстановлены и, по свидетельству летописцев, использовались им для упрочения своей власти и руководства в военных операциях. Есть основания полагать, что образ мифологического дерева, которое сыграло столь важную и неоднозначную роль в истории возникновения человечества, часто проявляется в состояниях измененного сознания современного человека и выступает одним из важнейших архетипов коллективного бессознательного, лежащим в основе понимания пространства и времени. Один из основоположников трансперсональной психологии Станислав Гроф в своей книге Холотропное сознание приводит описание состояния измененного сознания одного из участников проводимого им эксперимента, и его центральным символом снова выступает дерево: Это переживание сменилось чрезвычайно сильным переживанием Космического Древа. Его ствол был скрыт ветвями и листьями. Я переживал себя одним из листьев, а листья, расположенные вокруг меня на маленькой ветке, являли собой мою семью. Меня обвели вокруг дерева и показали, как перемещаться от переживания одного человека к переживанию другого. Жизни различных людей являлись просто различными переживаниями, содержащимися на этом дереве (49). Символ дерева сохранен в культовом христианском обряде зажжения свечи во время богослужения, где пламя отождествляется с кроной, а сама свеча со стволом. Психоисторик Ллойд ДеМоз указывает на то, что образ Космического Древа соотносится с плацентой, элементом универсального процесса воспроизводства, деторождения, как двухсоставным символом: соединяясь своими ветвями с небом и уходя корнями в землю, оно связывает рай и преисподнюю. В качестве доказательства своей гипотезы он приводит тот факт, что во многих мифах священные деревья сочатся кровью, а в ритуалы некоторых религий входит помазание священного столба человеческой кровью; кроме того, глубочайшим смыслом всех мировых религий является драма страдающего плода, а многие примитивные племена верили в физическую связь Луны с чревом (50).

Итак, важнейшими выводами данного раздела работы являются четыре положения:

— натальная и мунданная астрология эксплуатируют разные принципы прорицания соответственно солнечный (астрология думающая) и лунный (астрология чувствующая). Вопрос о принципе, положенным в основу астрологии времени, более сложен и будет рассматриваться особо в соответствующих главах;

— солнечный тип прорицания обращен к сознанию человека и допускает решение его личных проблем в условиях объективной реальности, в то время как лунный обращен к

подсознанию и восходит к надличностным, социальным проблемам в условиях необъективной реальности;

— в определенных условиях солнечный и лунный принципы прорицания соединяются, однако это не является их собственным свойством, а исходит от возможностей прорицателя; так, признаком силы шамана является способность видеть Солнце во сне (культовый образ так называемого полуночного Солнца), поддерживаемая им самим с помощью духовных практик;

— Луна является планетойсимволом мунданной астрологии, что связано с ее способностью управлять пространственновременным континуумом необъективной реальности. Это предполагает, что в основе мунданной астрологии должны лежать генетические законы наследственности, применимые к общественным событиям. В мунданной астрологии малоэффективны те формальные методы, которые успешно используются в натальной, поэтому необходимо разработать методы, адекватные ее сущности. Какая же связь между способами древних обращений к необъективной реальности и проблемами современной астрологии? То, что нисхождение в землю мертвых совершалось только при наличии важной проблемы общественного развития, выходящей за рамки значимости личных проблем человека и в присутствии особого проводникасталкера, посредника между объективной и необъективной реальностями, чрезвычайно важно для понимания того, что такое мунданная астрология и кто такой мунданный астролог. Ведь даже оракулы не всегда давали откровения в прямой и понятной форме, доступным для непосвященного человека языком. Нужно было уловить суть проблемы, извлекая из глубин собственного подсознания нечто такое, что могло ассоциироваться с услышанным (что очень похоже на метод свободных ассоциаций, разработанный Зигмундом Фрейдом, и методы работы с информацией необъективной реальности как таковой). Иными словами, чтобы воспринять предсказания солнечного, сознательного принципа, необходимо так или иначе обратиться к подсознанию то есть соприкоснуться с миром необъективной реальности, сферой влияния Луны. Тогда становится доказательным вывод о том, что надличностные мунданная астрология и астрология времени более глубокие сферы этой науки, они способны отменять действие натальных карт, вовлекая их владельцев в водовороты массовых исторических событий. При этом карты национальных лидеров, используемые как инструменты мунданной астрологии, могут иметь весьма ограниченное применение и только в периоды относительной социальной стабильности, когда прогноз не делается на грани жизни и смерти нации. А до рассмотрения вопроса, какие же карты наиболее эффективны в социальной астрологии чтобы не только успевать за ходом перемен, но и предвидеть их, необходим новый взгляд на факторы лунного ореола.

Читать далее: Лунная астрология